Почему Родион Раскольников ищет Валентину Матвиенко
Андрей Бильжо — 20.05.2011 Теги: МатвиенкоЗдравствуйте, уважаемые гайдпаркеры!
Не могу предвидеть, будете вы рады появлению в Гайдпарке Андрея Бильжо или нет. От меня самого это зависит только частично. Насколько известно, блогеры и комментаторы, читая в Интернете тексты, часто видят и слышат исключительно себя. Тем не менее, для меня это очень интересный опыт – и как для члена общества, и как для психиатра, и даже как для карикатуриста.
Когда-то, в юные годы, со школьных портретов и со страниц учебников, напечатанных на плохой желто-серой бумаге, на нас строго взирали бородатые и мертвые дядьки. Когда я смотрел на даты, то удивлялся каждый раз – надо же, вот этому всего 44 года, а тому только 42, тем не менее, выглядят все безнадежными стариками. Неудивительно, что не только мне, но и другим ученикам, и мальчикам, и девочкам, всегда хотелось тайком пририсовать им рожки, усики или превратить в одноглазого пирата. Так устроен подросток.
Поэтому чуть позже, когда я стал рисовать карикатуры на различных деятелей политики и культуры, руки дотянулись и до моих любимых писателей. В конечном итоге получилась целая серия, которую до 9 июня можно увидеть в музее Достоевского в Петербурге. Сейчас там выставлено тридцать портретов классиков, вошедших в учебник русского языка для старшеклассников. Это вполне серьезный учебник, он выдержал уже два издания и, скорее всего, третье тоже не за горами. Написала его замечательный педагог Людмила Великова.
Все герои выставки, разумеется, похожи на самих себя, и если знать, чем отличается Гоголь от Пушкина, то перепутать их невозможно. Но этот минимум знать необходимо, чтобы не получилось, как в той истории про двух курсантов, которую мне недавно рассказали. Они проходили мимо памятника Крылову на Патриарших прудах, и один из них спросил другого, кому памятник.
- Как это кому, – его приятель думал недолго, - Пушкину, конечно же. У нас ведь все памятники только Пушкину.
- Надо же, - удивился первый, - я и не думал, что он такой толстый.
Чтобы не стать персонажем подобной истории, надо хотя бы знать писателей в лицо. Сегодня это сложно, и человек в блоге открыто пишет: « Ну этот, который написал «Обломова», не помню, как его фамилия». Поэтому я и решил сделать такую забавную серию, с использованием символики, некая квинтэссенция, насколько ее можно выразить в штрихе.
Кстати, недалеко от мемориального музея-квартиры Ф.М. Достоевского (который всем советую посетить, потому что там потрясающие композиции и помимо моих картинок) есть еще одно преимущество. Это близость ресторана «Петрович», на углу улиц Марата и Боровой, где вы с удовольствием выпьете водки и съедите только что появившуюся в Петербурге корюшку. Еще пока маленькую и нежную. И скажу вам по большому секрету, что ничего подобного я не ел практически всю свою жизнь, а попробовал это только два года назад. Корюшка идет всего полтора месяца. И что может быть лучше, чем Достоевский, Корюшка и бильжо. Простите, пожалуйста, за корысть.
Эти тридцать портретов, о которых я писал выше, предвестники книжки «Мои классики», которая уже отдана в типографию. В нее вошло пять писателей – Толстой, Достоевский, Тургенев, Пушкин и Чехов. Каждому посвящено по 30-40 карикатур на темы, связанные с ними, с их литературными персонажами и с реалиями нашего времени. Например, Родион Раскольников с топориком ищет губернатора Санкт-Петербурга Валентину Ивановну Матвиенко, потому что пройти под сосульками уже невозможно, и так далее. Все забавно и перепутано. А чтобы рисунок был понятен, его сопровождают всевозможные комментарии. Книжка многослойная – карикатуры, хрестоматийные фрагменты произведений классиков, мои жизненные впечатления от этих классиков, например, как я читал «Евгения Онегина» на судне, которое терпело кораблекрушение в Тихом океане у берегов Японии. В ней также много и другой познавательной информации и для детей, и для взрослых. Например, кто сказал, что «краткость – сестра таланта» или когда и кем была впервые произнесена фраза «мочить в сортире». Это основы, просто чтобы понимать, о чем речь. Потому что если вы не понимаете каких-то ключевых крылатых оборотов, то не поймете и рассказанного вам анекдота.
Это только первый том. За ним последует второй с Некрасовым, Горьким, Маяковским и Грибоедовым. Не исключаю, что будет и третий, включающий в себя известные сказки – и русские народные, и известных сказочников, как Шарль Перо, братья Гримм или Андерсен.