Почему РФ снижает расходы на оборону и правда ли она их снижает

В бюджетном плане на 2025-2028 годы расходы на «национальную оборону» впервые с 2022 года не растут, а даже снижаются. На 2025-й на нее планируют потратить 13,5 трлн рублей, в 2026-м — 12,9 трлн. На 2027 запланировано 13,6 трлн, а на 2028 — 13,1 трлн, что, с учетом инфляции, будет меньше, чем траты в нынешнем году.
Ряд экспертов уже сделали вывод (https://www.moscowtimes.ru/2025/10/03/putin-namechaet-konturi-poslevoennoi-rossii-a176184), что Путин, возможно, готовится к прекращению войны в 2026-м году, иначе бы не стал сокращать расходы на нее.
Как говорят наши собеседники, работающие в российском военно-промышленном комплексе, а также служащие в минобороны, причина сокращения расходов не в предвкушении Путиным мира, а совсем в другом — традиционный российский ВПК вышел на пик производственных мощностей в 2024-2025 годах и производить больше, чем сейчас, просто не в состоянии.
Это значит, что сколько бы Путин ни вложил денег в ВПК, ВПК не сможет произвести танков, ракет, орудий и авиабомб больше, чем производит сейчас, потому что полностью выработан ресурс увеличения производства.
Станки и оборудование, на которых работают российские предприятия традиционного ВПК — советского производства или советской разработки, произведенные в 90-х. Некоторые средства производства, работающие до сих пор, и вовсе трофейные, вывезенные в 45-48 годах из Германии, Австрии, Чехословакии.
Производить новые станки, на которых можно было бы делать больше вооружений, Россия не может. Утрачены технологии, инженерные кадры и сама станкостроительная промышленность. Поэтому все крупные предприятия ВПК РФ оперируют тем, что есть в наличии, постоянно придумывая костыльные решения, чтобы продлить жизнь старому оборудованию или заменить то, что уходит в ремонт.
Еще одна проблема, о которой в России не принято говорить — нехватка сырья для сложного производства. Например — стволов для артиллерийских орудий, некоторых видов брони, качественной оптики, качественной резины и т.д.
СССР имел доступ к этому сырью как за счет своих республик, теперь ставших независимыми государствами, так и за счет поставок из других стран (причем далеко не всегда только социалистических). После распада Союза многие ориентированные на советскую оборонку предприятия по добыче полезных ископаемых и их обработку просто закрылись или сменили профиль. С 2014 года РФ не имеет возможности закупать все необходимое в других странах, а с 2022-го года эти возможности сократились еще сильнее. Китай, при всех его якобы «союзнических» по отношению к РФ действиях, прямо отказался (причем уже несколько раз) поставлять в Россию готовые станки или произвести станки для ВПК под заказ.
Российские военные предприятия работают на полную мощность с 2024 года, а в 2025-м они и вовсе вышли на свой пик, но их проблема в том, что выше прыгнуть они уже не могут. Больше того, увеличение нагрузки на средства производства и невозможность их модернизировать или заменить на новые, приведет к тому, что российский ВПК в горизонте 2-3 лет будет вынужден снижать темпы производства и ассортимент производимой номенклатуры.
В российском правительстве, в «Ростехе» и в минобороны это понимают, поэтому с 2024 года активно переориентируют на военные нужды предприятия гражданского сектора. Министр обороны Андрей Белоусов стал первым человеком, который заставил главу «Ростеха» Сергея Чемезова подпустить к военным заказам частные компании, не входящие в госкорпорацию (до войны и в 2022-м за такое Чемезов банкротил неосторожных конкурентов или вовсе устраивал рейдерский захват предприятий, посмевших сунуться в его вотчину).
Перевод на военные рельсы гражданских предприятий, в том числе и небольших, помог решить часть проблем с производством амуниции, медицинских приспособлений и расходников, комплектующих для дронов и проблему с изготовлением самих дронов. Но частные компании, до войны работавшие на гражданские нужды, не в состоянии производить ни танки, ни орудия, ни ракеты. Поэтому, растущий с 2024 года «нетрадиционный ВПК России», который, за счет переориентирования на военные нужды, во многом и дает любимые пропагандой цифры роста производства обрабатывающей промышленности, не сможет заменить «традиционный ВПК». Он сможет лишь на время его поддержать, но не более того.
Рост нетрадиционного для РФ военного производства силами частных гражданских компаний никак не учитывался и не учитывается в статье российского бюджета «национальная оборона». Не учтены в ней и многие другие фактические траты на ведение войны, которые спрятаны в самых разных статьях бюджета, формально не имеющих ничего общего с обороной, войной, армией или вообще силовым блоком.
Не учтены в бюджете и траты на мобилизацию или ее подготовку. В 2022-м году, когда была объявлена «частичная» мобилизация, расходы на нее просто добавили в соответствующую часть бюджета, причем вновь, часть из них была включена совсем не в статью «национальная оборона».
У российского бюджета есть свойство расширяться или сжиматься тогда, когда это нужно главе государства. Помимо этого его неоднократно корректируют в течение года, поэтому судить о планах Путина заключить мир по относительному снижению расходов на нацоборону не стоит.
Наоборот, нынешняя ситуация с ВПК, который вышел на свой пик значительно быстрее, чем российская армия смогла добиться решающих побед в Украине, скорее подтолкнет Путина к эскалации, чем к размахиванию голубем мира.
После пика всегда бывает падение, они неминуемо и для российского военного производства. Воевать одними дронами, собранными на гражданских предприятиях — невозможно. Поэтому Путину необходимо накопить максимум военных ресурсов, чтобы в короткий промежуток 1-2 лет добиться более-менее серьезных военных успехов, которые можно будет попробовать конвертировать в мир, причем так, чтобы выдать это внутри России как победу.
В Украине ВС РФ ни на какие серьезные военные успехи рассчитывать не могут. В перспективе 1-2 лет они в состоянии догрызть Донецкую область и незначительно расширить зону оккупации в Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях. Эти «великие победы» точно не склонят Украину к переговорам о мире. Они не произведут впечатления даже на куда более трепетную Европу. И их нельзя будет выдать за победу внутри России.
Остается вариант с эскалацией в Балтийском регионе, о которой мы уже много раз писали. Для военного вторжения на небольшом (в сравнении с Украиной) фронте, накопленных ресурсов Путину может хватить, чтобы напугать далеко не единую сегодня Европу и убедить ее, что с ним лучше договориться, а не вступать в большую войну с гипотетическим применением ядерного оружия. Тем более, в условиях, когда США под руководством Дональда Трампа, фактически устраняются из европейской политики и европейской обороны.
С точки зрения Путина — это хорошая возможность выйти победителем. Но ширина этой возможности примерно равна ширине плато, на которое вышел российский ВПК — 2-3 года. Через этот срок Трамп может перестать быть президентом США, Европа сумеет подготовиться к военному конфликту, Украина успеет устроить ВС РФ пару болезненных военных сюрпризов, а объемы производства вооружения в России пойдут вниз из-за износа оборудования и нехватки ресурсов. Это те перспективы и тот прогноз, который строится не на цифрах во всегда декларативном бюджете, а на опыте жизни с Путиным на одном континенте.
|
</> |