Почему открылась дверь в А321?

Позавчера на рейсе корейской авиакомпании Asiana неназванный пассажир открыл дверь в полёте.
А ведь и производители самолётов и авиакомпаний рассказывают, что это невозможно. Неужели наврали? Попробую разобраться.
Почему это произошло
Как и любое чрезвычайное происшествие, тут имело место стечение маловероятных обстоятельств:
1. Не совсем адекватный пассажир.
2. Он попал на место 26A, с которого можно дотянуться до рукоятки открывания двери не отстёгивая ремня. Cудя по тому, что он не был вытянут наружу, он оставался пристёгнутым.

3. Около этого выхода нет места бортпроводника, как, например, в А321 «Аэрофлота». Насколько можно судить, у корейской авиакомпании оно в этом ряду расположено у правого борта, вместо кресла 26F.
4. Самолёт уже снижался, до момента касания оставалось, по разным оценкам от одной до трёх минут. Он находился на высоте 700 футов, это чуть больше 200 метров. Это означает, что перепад давления в салоне и за бортом был минимальным.
5. Посадочная скорость А321 примерно 250 км/ч; на этой высоте, возможно, была 280 км/ч. Сравнительно небольшая по меркам авиации. С такой скоростью могут ездить многие автомобили, в том числе с открытым верхом. Насколько это разумно и комфортабельно — другой вопрос.
6. Двери во всём семействе А320 (да и вообще всех Airbus) подвешены на центральных петлях и движутся параллельно фюзеляжу.

При этом для быстрого открывания двери в экстренных ситуациях в ней стоит газовый баллон с азотом под высоким давлением и газовый цилиндр, который приводит дверь в движение. Если потянуть вверх внутреннюю ручку открывания двери в положении Armed, сработает не только надувной трап, но и этот цилиндр.
7. Именно в А321-200 все четыре пары дверей, и основных, и аварийных, имеют одинаковую конструкцию.
Таким образом, пассажир просто дёрнул ручку, а дальше всё произошло само. Привод двери смог преодолеть сопротивление набегающего потока воздуха, и дверь открылась Хотя судя по фото в новостях, её петли были повреждены, и скорее всего её заменят.
Надувной трап который для этого выхода хранился под полом, сработал но был сорван.
Чем различаются двери
На Boeing 737 всех поколений двери типа «заглушка»: ширина самого полотна двери больше, чем ширина проёма. Но при этому они открываются наружу. Для этого их при открывании и закрывании проводят через проём под углом. Такая дверь по всему контуру прилегает к проёму, и чтобы её открыть, её сначала надо втянуть внутрь, и потом слегка повернув, толкать наружу. Аналогичные двери на Ту-204/214, Ил-86/96 и Як-42. Поэтому довольно глупо выглядит сцена в фильме «Экипаж», где пилот и бортпроводник упорно толкают дверь Ту-204 изнутри.
Если бы у А321 были двери боинговского типа, уставший лететь пассажир не смог оперировать дверью не вставая с кресла.
Конечно, и двери на параллельных петлях тоже защищены от открывания на высоте. Это совсем не новое изобретение. Такие двери, например, стоят на Ту-154. Планировали купить для него лицензию у Boeing, но двери его типа не вписались в фюзеляж. На А320, кстати, аналогичная проблема.

Насколько я знаю, на «Вангарде» и Ту-154 стояла система блокировки, которой управляла анероидная коробка, как в барометрах, которая при повышении давления в салоне выдвигала штыри по периметру двери. На ранних Ту-154 она была только на основных дверях, что в 1979 году привело к человеческим жертвам: при наборе высоты открылась служебная дверь, которую надо было блокировать вручную. Бортпроводники этого не сделали, бортинженер не проконтролировал, результат — двое погибших.
На Airbus гораздо более надёжная блокировка, основанная на кинематике двери, как и у Boeing. Дверь при закрывании опускается в проём (немного напоминает идею, реализованную на Convair 880/990), при этом четыре снабжённых роликами упора по бокам входят в Г-образные направляющие. Они расположены под небольшим углом, которого достаточно для того, чтобы при разнице давлений дверь невозможно было приподнять и вывести из блокировки.
Иллюстрацию вы найдёте в посте lx-photos, которым я поделился сегодня ранее.
В отличие от перемещения по горизонтали, приподнимается дверь исключительно за счёт движения ручки открывания, то есть мышечной силой человека. Поэтому ручка такая большая. Но всё же недостаточно длинная, чтобы «лёгким движением руки» можно было открыть дверь при перепаде давления.
Виноват ли Airbus?
Главная причина того, что дверь открылась — равное давление снаружи и внутри. На эшелоне она очень большая, и двери заблокированы.
На земле же никаких блокировок быть не должно: в аварийной ситуации дорога каждая секунда, поэтому дверь должна сработать быстро. Вот она и сработала. Особенности привода двери на Airbus направлены на благие цели — упрощение эвакуации. Верность Boeing классической конструкции, во-первых, не совсем понятна, во-вторых не такая уж и последовательная: на 767 двери поднимаются под потолок, на 777 и 787 имеют ту же конструкцию, что и на Airbus.
Сейчас, конечно, уже идут разбирательства, кто виноват в происшествии, кроме нервного пассажира (он уже задержан и может получить до 10 лет заключения), — производитель или эксплуатант.
Вообще именно в Азии почему-то довольно часто происходят такие инциденты: пишут, что в Китае в год происходит 20-30 случаев открывания аварийных выходов. Правда, исключительно при стоянке на земле, в полёте это действительно невозможно. В России такое тоже случилось, на Boeing 747. Кстати, у него двери тоже с приводом, как и у Airbus.
Самое простое решение, которое может исключить подобные случаи — настройка системы автоматического регулирования давления таким образом, чтобы перепад давления снаружи и внутри до полной остановки самолёта был достаточно большим для гарантированной фиксации дверей. Насколько я знаю, самолёты и так «поддувают» с момента закрытия дверей перед отправлением (это легко заметить по лёгким ощущениям в ушах). Почему в этом рейсе давление в салоне упало заранее — вероятно, главная тема для обсуждения, в котором участвуют прямо сейчас члены экипажа, их начальство из Asiana, представители корейских авиавластей и Airbus.
|
</> |