Почему нам лгут о пенсиях в Китае

топ 100 блогов pravdoiskatel7715.07.2018

Андрей Островский   

Почему нам лгут о пенсиях в Китае


В последнее время в российских СМИ и даже в некоторых научных  изданиях при обсуждении темы повышения пенсионного возраста в России  (для мужчин — до 65 лет, для женщин — до 63) стали появляться  утверждения о том, что надо брать пример с Китая, где якобы большая  часть населения вообще не охвачена системой социального страхования. И,  вообще, успехи КНР в экономике связаны с тем, что государство и  предприниматели почти не несут расходов на систему социального  страхования населения, и лишь незначительная часть государственных  служащих (в первую очередь — кадровые работники и рабочие крупных  предприятий государственного сектора) пользуются системой социального  страхования.

Надо сказать, что подобные утверждения не  соответствуют истине. В настоящее время уже большая часть (58,52%)  населения КНР проживает в городах. Заметно вырос жизненный уровень  населения не только по сравнению с 1978 годом, первым годом реформы, но и  с 2000-м. По средней зарплате рабочих и служащих в городах в конце 2016  года: 67 569 юаней в год, или 5 630 юаней в месяц (около 56 тыс. рублей  в месяц), — Китай уже обогнал Россию (примерно 30 тыс. рублей в месяц),  хотя ещё в 2010 г. отставание Китая от России по среднему уровню  зарплаты было заметным: 36 539 юаней в год (около 3000 юаней, или 18-20  тыс. рублей в месяц по курсу юаня к рублю на тот период). Как было  отмечено в документах 1-й сессии Всекитайского собрания народных  представителей (ВСНП) 13-го созыва (март 2018 г.), системой социального  страхования в Китае сейчас охвачено 900 млн. человек, а различными  видами медицинского страхования — 1,3 млрд. человек. Кроме того, в  рамках борьбы с бедностью были повышены дотации для сельского и  неработающего населения — с 240 до 450 юаней на человека в год.

Таких  показателей охвата населения системой социального страхования в КНР  добились не сразу. В ходе реформы потребовалось не только добиться  значительного роста экономики, но и на протяжении 40 лет провести ряд  мероприятий, направленных на обеспечение социальных гарантий для  значительной части населения страны.

Основы системы социального  страхования КНР были заложены ещё в 50-е годы. На рабочих  распространялся "Закон о трудовом страховании" от 1951 и 1953 гг. с  внесёнными в него поправками в виде Временных постановлений Госсовета  КНР от 1958 г. А директивой Госсовета КНР от 1952 г. "О медицинском  обслуживании и профилактическом лечении за счёт общественных фондов для  руководящих работников всех уровней народного правительства, аппарата  политических партий, общественных организаций и подчинённых им  предприятий и учреждений", подписанной премьером Госсовета КНР Чжоу  Эньлаем, предусматривалось, что "работники профсоюзов, молодёжных и  женских организаций, других общественных организаций, работники  культуры, образования, здравоохранения, администрация предприятий и  военные специалисты будут пользоваться бесплатным медицинским  обслуживанием".

В ходе экономической реформы в положения о  социальном страховании для рабочих и служащих были внесены некоторые  изменения. В частности, в мае 1978 г. 2-я сессия Постоянного комитета  ВСНП утвердила принятые Госсоветом КНР "Временные формы пенсионного  обеспечения рабочих". В результате мужчины имели право на пенсию с 60  лет при непрерывном стаже 10 лет и общем стаже 25 лет, женщины — с 50  лет (служащие — с 55 лет) при непрерывном стаже 10 лет и общем стаже 20  лет. Для работающих в тяжёлых условиях (холодный и горячий цех, на  воздухе, на воде и под землёй) пенсионный возраст был установлен на 5  лет ниже при сохранении того же трудового стажа, что и у остальных  рабочих.

При получении увечья на производстве и полной потере  трудоспособности рабочему выплачивалась пенсия в размере от 60 до 80%  заработной платы. В случае, если рабочий полностью потерял  трудоспособность не на производстве, но не достиг пенсионного возраста и  имел 10 лет непрерывного стажа работы на предприятии, ему выплачивалась  пенсия в размере 40% заработной платы (иногда — до 60%). Если рабочий  полностью терял трудоспособность, ему выплачивалась пенсия пожизненно, а  если он был в состоянии работать, то его должны были обеспечить  подходящей для него работой и доплачивать некоторую сумму к зарплате в  виде пособия. В случае смерти рабочего или служащего все расходы на  похороны шли за счёт предприятия, которое должно было выплачивать пенсию  членам семьи умершего.

Абсолютный и относительный рост числа  пенсионеров в 80-е гг. требовал постоянных дополнительных затрат на  формирование пенсионного фонда со стороны предприятий. Стали возникать  экспериментальные формы пенсионных фондов. Например, в 80-е годы в  отдельных крупных городах создавались объединённые пенсионные фонды  государственных предприятий, но они оказались неплатёжеспособными. В  90-е годы сумма взносов в пенсионные фонды стала зависеть от числа  пенсионеров на каждом предприятии, но в условиях рыночной конкуренции и  роста числа пенсионеров не все предприятия, особенно крупные, могли  выделить необходимые средства на выплату пенсий.

В 1991 году  Госсовет КНР принял “Решения по реформе системы выплаты пенсий рабочим и  служащим предприятий”, которые предусматривали повсеместное введение  нового порядка выплаты пенсий, делившиеся на три вида:

1) единые для всех рабочих и служащих;

2)  специальные пенсионные программы предприятий (осуществляются отдельными  предприятиями, если у них есть средства для дополнительного пенсионного  страхования своих работников);

3) индивидуальное пенсионное страхование (страховые полисы, которые приобретаются отдельными работниками).

Новым  важным моментом было то, что единый пенсионный фонд формировался не  только за счёт взносов предприятий, но и за счёт взносов работников  (процент от зарплаты).

Схема предполагала, что часть собранных  средств идёт в общий фонд на текущие пенсионные выплаты, а другая часть  остаётся для накопления на личном счёте работника. В значительной мере  нагрузка стала ложиться на плечи работников в период трудовой  деятельности до достижения ими пенсионного возраста.

На III  Пленуме ЦК КПК 14-го созыва (ноябрь 1993 г.) был взят курс на  реформирование системы обязательного пенсионного страхования, сочетающей  общественное распределение с индивидуальными счетами. К середине 90-х  годов новая система пенсионного обеспечения была распространена на  работников всех предприятий, независимо от формы собственности. В 1996  году Министерство труда КНР и другие ведомства подготовили ряд изменений  в системе страхового пенсионного обеспечения работников промышленных  предприятий, которые были утверждены Госсоветом. Согласно Постановлению  “О создании единой системы основного пенсионного страхования работников  предприятий” (опубликована Госсоветом КНР в июле 1997 г.) начала  вводиться система обязательного пенсионного страхования (“Постановление  №26”).

Начинающий участвовать в пенсионном страховании в первый  год перечислял на личный страховой счёт 3% своей зарплаты, затем каждые  два года его взнос увеличивается ещё на 1%, пока через 10 лет не  достигал 8% от зарплаты. В то же время взнос предприятия на личный счёт  работающего соответственно уменьшался с 8% от зарплаты в первый год  участия до 3% — в сумме оба взноса всегда составляли 11% от зарплаты  работающего. Взносы предприятий в общий фонд, средства которого идут на  текущие пенсионные выплаты, определяются местным народным правительством  и должны составлять не более 20% средней зарплаты каждого работника.  Пенсия, которую стал получать пенсионер, состояла из двух частей: 1)  основная пенсия — не более 25% средней зарплаты в данной местности; 2)  сумма, равная 1/120 части средств, накопленных на личном счёте  пенсионера (эта цифра определялась, исходя из средней продолжительности  жизни в 1996 г., — 70,8 лет).

Для сельской местности Министерством  труда КНР и Китайской народной страховой компанией была разработана  система страхования по старости, которая даёт возможность каждому  собственными средствами обеспечить себе пенсионные выплаты. Все граждане  в возрасте с 18 до 60 лет, проживающие в сельской местности, независимо  от характера работы могут участвовать в пенсионном страховании. В  формировании местных пенсионных фондов вместе с гражданами в  соответствии с экономическими условиями могут принимать участие и  местные правительства, но доля взносов граждан должна быть не менее 50%.  Суммы взносов могут составлять от 2 до 20 юаней за один месяц, которые  можно вносить ежемесячно или ежеквартально. Право на получение пенсии  наступает с 60 лет для мужчин и женщин при условии внесения пенсионных  взносов в течение необходимого срока и действует до случая смерти;  оставшиеся средства могут быть переведены на другой счёт.

Таким  образом, материальное обеспечение пожилых людей, проживающих как в  сельской, так и в городской местности Китая, осуществляется из трёх  источников: 1) средств детей и родственников пожилых людей; 2)  соответствующей месту жительства системы страхового пенсионного  обеспечения; 3) для небольшой части престарелых: одиноких,  нетрудоспособных и не имеющих средств к существованию, — системы “пять  видов обеспечения” (продовольствие, одежда, жильё, медицинское  обслуживание и средства на похороны).

Согласно данным Госкомитета  КНР по планированию рождаемости, в 2014 г. системой социального  страхования было охвачено свыше 95% сельских жителей; субсидии из  местных бюджетов составляли 320 юаней на человека, а страховые выплаты  покрывали 75% стоимости госпитализации и 50% стоимости  амбулаторно-поликлинических услуг. Также была изменена система оплаты  медицинских услуг с постоплатной на предоплатную, что позволило  населению своевременно обращаться за медицинской помощью и  контролировать расходы на диагностику и лечение.

В июле 2011 г.  был принят Закон о социальном страховании. По итогам его исполнения в  конце 2016 г. программой обязательного медицинского страхования было  охвачено среди городских жителей дополнительно 120 млн. человек и  пенсионным обеспечением — 88,7 млн. человек. В Китае планируют расширить  систему социальных льгот для пожилых людей как в медицинском  обслуживании, так и в пенсионной системе. В первую очередь  предполагается обеспечить дополнительными социальными льготами  индивидуальных предпринимателей и занятых на предприятиях  негосударственных форм собственности, включая домохозяек, сельских  рабочих-мигрантов и работающих "на удалённом доступе" через интернет.

В  феврале 2014 г. Госсовет КНР издал Временное постановление о социальной  помощи, где говорилось о выделении социальных пособий семьям, доход  которых ниже прожиточного минимума в регионе, пожилым людям, требующим  постоянного ухода, а также детям и тяжелобольным. Кроме того, в данном  постановлении предусматривалось выделение специальных субсидий на  медицинское обслуживание, оплату коммунальных расходов на жильё и другие  виды временной социальной помощи для бедных слоёв населения.

В  результате принятых мер в области социальной политики в XXI веке заметно  вырос размер пенсии. Если в 1998 г. средний размер пенсии в Китае  составлял всего 413 юаней, то в настоящее время средняя пенсия уже  заметно превышает среднюю российскую — 14200 рублей в месяц. Разумеется,  средний размер месячной пенсии в Китае заметно разнится по регионам.  Например, в Пекине она составляет 3 050 юаней (в пересчёте на рубли по  текущему курсу — 30 500 рублей), в Цинхае — 2 593 юаня (25 930 рублей), в  Синьцзяне — 2 298 юаней (22 980 рублей), в Цзянсу — 2 027 юаней (20 270  рублей), в Юньнани — 1 820 юаней (18 200 рублей). При этом следует  учесть, что, несмотря на общий рост цен, розничные цены потребительского  сектора в КНР заметно ниже, чем в России.

Основная проблема  системы социального страхования в Китае в настоящее время — это  существование двойной системы социального страхования в стране. Одна  система действует для работников государственных предприятий, которые в  основном получают все виды пособий из государственных фондов социального  страхования. Другая — для остальных, включая предприятия иных форм  собственности и большинства сельских жителей, которые получают пособия  из местных фондов. В дальнейшем планируется повысить уровень социального  обеспечения. Новая система социального страхования в КНР не будет  связана с показателями экономического роста, а будет напрямую зависеть  от размера платежей предприятий и работников в фонды социального  страхования. Предусматривается создание многоярусной системы социального  страхования, состоящей из трёх частей: программы для занятых в  государственном секторе, системы социального страхования для занятых на  предприятиях других форм собственности и коммерческого страхования.

Таким  образом, китайский опыт показывает, что за годы реформ заметно  увеличился охват населения системой социального страхования и  бесплатного медицинского обслуживания (наподобие российского ОМС) — от  100 млн. до 1 млрд. человек. При этом заметно выросли размеры месячных  пенсий и социальных пособий, которые уже стали превышать российские.  Также, несмотря на заметный рост пенсионеров, в Китае по-прежнему  сохраняется установленный ещё в 50-е годы пенсионный возраст: мужчины —  60 лет, женщины — 50 лет (для служащих — 55 лет). Основными источниками  фондов социального страхования в Китае, помимо государства, являются  сами предприятия и трудящиеся, которые создают собственные фонды  социального страхования как на уровне административных единиц, так и  предприятий. Представляется разумным максимально использовать китайский  опыт системы социального страхования для России, который позволяет  привлечь дополнительные источники финансирования фондов социального  страхования. 

http://zavtra.ru/blogs/mifi_i_real_nost_

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А в Америке вот такое: Вот не знаю, не знаю, что лучше, что хуже. И еще. Это поливание дерьмом Америки или все же нечто такое о чем стоит говорить? Или патриотично молчать и не ...
Старуха сидит у разбитой стиральной машины. Старик на рыбалке - а печень с годами ...
В пруду г. Шахт Ростовской области, найден сильно обезображенный труп неизвестного пухлого мужчины. В руках трупа мертвой хваткой находится банка карасей в гречке. Очевидцев просьба звонить на горячую линию. ... Также редактор газеты интересуется, кто-нибудь знает почём караси в ...
После вчерашних новостей (и их обсуждения в этом ЖЖ ) сам собою составился опрос, для уточнения позиций уважаемой публики. View Poll: Перзидент Роисси-2012 NB : Я понимаю, что тут могло бы быть ещё много фамилий, хороших и разных, от Баркашова до ...
По словам вице-премьера России Сергея Иванова, правительство страны может отказаться от транспортного налога уже в 2011 году. Правда, выпадающие доходы Дорожного фонда власти хотят компенсировать за счет повышения акцизов на бензин. Газета ...