Почему мы не делаем то, что хотим?
usanovdm — 14.04.2018Маленький ребенок завязывает шнурки. Он знает, как их завязывать, но у него еще плохо развита мелкая моторика, и потому эти шнурки, которые в детских ручках кажутся канатами, постоянно выпадают из рук и никак не складываются в нужный узел. Мама, вне выдерживает, что так долго он копается, и помогает ребенку завязать эти злосчастные шнурки. Потом помогает надеть варежки и шапку.
Уже в школе, мама за ребенка делает домашнее задание, лепит гербарии, рисует картинки, сочиняет, как чадо отдохнуло летом. Ребенок еще вырос, и мама уже с ним за ручку идет в институт подавать документы в институт и сдавать экзамены.
И после этого удивляются, почему их ребенок такой не самостоятельный? Почему ему под 30 лет, а он всё еще живет с мамой и не может без неё решить ни одного вопроса?
А чего тут удивляться? Человеческий мозг всегда найдет, где можно сэкономить энергию. А мама с детства воспитывала в ребенке, что зачем ему что-то делать, брать на себя ответственность, когда всегда рядом человек, который сделает за него. Зачем завязывать шнурки, если мама завяжет, мама решит, мама устроит. Все эти действия формируют в человеке выученную беспомощность (о ней можно почитать тут).
А вот у вас есть знакомые, которым уже далеко за 20, а они постоянно спрашивают совета у мамы?
Все мы подсознательно ищем дофамин и когда находим, закрепляем в своем поведенческом арсенале привычку, которая позволяет его получить. А теперь давайте представим, что вы в школе и не сделали домашнее задание. Пришли в школу и на перемене списали у местного отличника. Сдали и вас не спалили. Вы отдохнули, не потеряли время, не испытали дискомфорта, делая это домашнее задание самостоятельно и получили пять. И вам хорошо. Вы чувствуете себя победителем по жизни. Это потому, что в кровь выбросился наш любимый дофамин. А теперь вопрос. Будете ли в следующий раз делать домашнее задание? Ответ, конечно, но только в том случае, если вас поймают и поставят два, а потом еще и дома устроят взбучку. И как только это случится вы с удвоенным рвением будете делать домашнее задание. Всё потому, что мы так приспособились, что мы не делаем то, за что нас не наказывают.
И это потом переходит и во взрослую жизнь. На работе мы делаем только то, за что наш работодатель может нас спросить и наказать. Но сделать что-то большее, что не входит в наши трудовые обязанности, мы не делаем. Может слышали фразу «Мне за это не платят».
Мы все чего-то хотим. Хотим быть более финансово независимыми, более привлекательными, более здоровыми и т.д. И даже знаем, что надо делать, но это не срочно. За это нас жизнь не пинает, а потому встает выбор делать или не делать.
Мы так устроены, если есть выбор делать или не делать, мы выбираем не делать.
Вот вам еще пример верности данной теории.
Все мы знаем, что зубы надо чистить два раза в день. Но это необязательно, за это никто не накажет. Но как только у человека начинает болеть зуб, он сразу такой дисциплинированный становится. И к доктору сходит. И все его рекомендации будет выполнять и зубы 2 раза по 5 минут чистить будет. Но как только отпустит, т.е. наказание закончилось, он опять перестанет это делать.
|
</> |