Почему людям нравятся хищники породы кошачьих?
lrlay777 — 03.12.2021 Пост навеян вот этим постом:https://alexeyosokin.livejournal.com/295173.html
В нем автор, который живет в Африке и профессионально занимается наблюдением за тамошней дикой природой, развенчивает мифы о благородстве львов.
Ну не знаю, возможно для кого то из читателей действительно было что развенчивать, а я как то и раньше не склонен был смешивать романтические поэтические образы, идущие еще со времен средневековой геральдики, а может и ранее, с реальными дикими животными.
Лёвам мымногочисленнаявооруженнаягруппа* на их имидж среди людей, им выживать надо)
Но у меня вот какой вопрос возник:
Согласно представлениям грубых биологов- эволюционистов, наше представление о красоте субъективно, но обусловлено инстинктивно заложенными объективными факторами.
Переводя на русский: красивые женщины привлекают мужчин, и наоборот, видные, крепикие и сильные мужчины привлекаюют женщин не потому, что они объективно красивы. Никакой объективной красоты не существует, как уже было сказано- "красота в глазах смотрящего"
А потому, что эти внешние данные являются маркерами перспективного для размножения партнера, способного дать хорошее, здоровое потомство.
Соответственно, если переносить эту теорию на животных, то становится понятным, почему многим людям нравятся собачки. Собачки- очень давно друзья человека, и на протяжении тысячелетий это партнерство позволяло человеку лучше выживать. Понятна симпатия и к волчкам , даже. Волки - близкие родственники собак. И потому человек инстинктивно наделяет волка качествами собаки. Правда тех людей, которые живут поблизости с волками, где - нибудь в тайге, эта иллюзия обычно не тревожит, они не путают и не заблуждаются-знают в чем разница).
Но вот совершенно не понятно, почему некоторые хищники , на домашних животных очень мало похожие, вызывают такую же симпатию? Вот крокодилы , змеи- они мало у кого симпатию вызывают. Скорее наоборот. И тут все логично- они для человека опасны.
А вот львы, тигры, пантеры и прочие хищники породы кошачьих у многих вызывают умиление. Люди даже комплименты друг другу нередко говорят: ты мой лев! Ты настоящая пантера! Хотя в генетической памяти они у человека не должны вызывать ничего, кроме ужаса и отвращения.
Вот как то не распространены комплименты: "ты мой крокодильчик!" "анакондочка ты моя , ненаглядная!" )))
Если верить антропологам, те же леопарды- чуть ли не самые главные враги древнего человека. От крокодила можно спастись, не купаясь в водоемах, со змеями можно просто быть аккуратным, змеи на человека не охотятся,за исключением некоторых редких видов, проживающих на ограниченных территориях, от волка можно прятаться на дерево, или даже одолеть его в бою, если он одиночка, а вот с леопардом древним людям иметь дело было очень неприятно. Да и другие хищники породы кошачьих- это страшный враг для древних людей.
Вот вопрос: почему они у людей вызывают симпатию на эстетическом уровне? Хотя , на основании инстинктов самосохранения должны бы вызывать даже больший ужас и отвращение, чем рептилии?
Домашние котеги- слабое оправдание такой симпатии. Котеги не так уж сильно напоминают крупных кошачьих хищников. не так уж сильно одомашнены, и не так полезны для человека, как собаки. К тому же, наиболее близкие домашним котегам кошачьи- рыси и манулы (последние вообще считаются прямыми предками домашних кошек) все же меньше вызывают эстетических симпатий, чем гораздо более далекие хищники породы кошачьих -львы, тигры, пантеры, гепарды, леопарды.
Вот почему так?
Почему лёву, или тигрулю хочется потискать, погладить (инстинктивно, конечно, потому что на уровне разума такая идея мало кому из психически здоровых людей придет голову, если это не профессиональный дрессировщик и прочий профессиональный львовод и натуралист, типа автора инициирующего поста в начале), а вот другие опасные для человека звери вызывают отторжение?
Как это объяснить с точки зрения эволюционно сформированных, на основании пользы и опасности для выживания, симпатий и антипатий?
*- синтетическое слово- субститут, заменяющее выражение, являющееся грубым омонимом глагола, обозначающего крайне индифферентное отношение к чему- либо.
|
</> |