Почему крупные формы "Песняров" на мове так и не стали популярными среди

топ 100 блогов peremogi07.05.2021 Почему крупные формы Песняров на мове так и не стали популярными среди

В 70-е годы прошлого века становится очень популярным жанр рок-оперы. Именно тогда появляется рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Владимир Мулявин тоже решил приобщиться к этому модному тогда течению. Однако пока он подступался к этой теме теоретически, первыми в СССР включили в свой репертуар рок-оперу ВИА "Поющие гитары".
Они представили на суд зрителей зонг-оперу "Орфей и Эвридика". В определении жанра пришлось использовать слово "зонг", а не "рок", потому что слово "рок" вызывало негативные эмоции у музыкальных чиновников.


В своих мемуарах Владислав Мисевич пишет, что Владимир Мулявин не раз повторял:"Почему мы не первые?". В "Песнярах" началась подготовка совершенно новой для них программы. Мисевич довольно подробно описывает работу над проектом, я же постараюсь рассказать об этом вкратце.

Для работы была выбрана поэзия белорусского поэта Янки Купалы, музыку сочинял Владимир Мулявин. Также к работе над рок-оперой "Песня о доле", которую иногда называют рок-притчей, а также фолк-оперой, был привлечен бывший музыкант "Песняров" Валерий Яшкин. Помимо него, были приглашены ещё несколько музыкантов, а также солистка Людмила Исупова. Премьера "Песни о доле" состоялась в мае 1976 года.

В репертуаре "Песня о доле" была два года. Затем её сменила ещё одна рок-опера, которая называлась "Гусляр". Также в качестве литературной основы использовалась поэзия Янки Купалы, а музыку для неё сочинил Игорь Лученок.

Я не музыковед и не возьмусь анализировать эти произведения с художественной точки зрения. Попробую высказать свое мнение об этих творениях в качестве обычного слушателя и поклонника группы.

Начнём с очень знаменательной фразы, которая мелькнула в мемуарах Владислава Мисевича:

Крупная форма от вокально-инструментальных ансамблей через пару лет уже приелась, не собирала по три Дворца спорта в день.
К сожалению, он не уточняет о каких конкретно вокально-инструментальных ансамблях речь . Возможно, он имел в виду "Песняров". Мне кажется, что форма приелась, потому что подобная форма просто не соответствовала подобному жанру.

Первая причина непопулярности крупных форм любителями жанра ВИА заключается именно в длительности этих произведений. Прочитал как-то, что сам жанр ВИА подразумевает исполнение песен, как правило, длиной не более 3-4 минут. Безусловно, это не жесткое правило, но для слушателя, который пришёл на концерт развлечься, слишком длинные произведения вызывают сначала скуку, а затем отторжение.

Обратите внимание, что "Поющие гитары" забросили концертную деятельность и стали стационарным коллективом, после того как они стали исполнять "Орфей и Эвридику". Соответственно, зрители, пришедшие на этот концерт приходили осознанно слушать рок-оперу, а не песни.

А когда зритель приходит послушать "Вологду", "Александрину" или "Веронику", а им предлагают перед этим целый час слушать то или иное длинное произведение, то у них возникает некоторое непонимание ситуации.

Вторая причина заключается в отсутствии какой-либо раскрутки "Песни о доле" и "Гусляра" в СМИ. О том, чтобы они полностью прозвучали по радио или телевидению, даже мечтать не приходилось. Но также я не слышал, чтобы по радио или телевидению крутили хотя бы какие-то арии из этих работ.

Причины? Я не знаю. Об этом лучше узнать у работников СМИ, которые отвечали за эстрадное направление.

Ну и третья причина. Мне кажется, что исполнение этих произведений на белорусском языке делало практически невозможным их адекватное восприятие даже русскоязычными слушателями, не говоря уж о представителях других народностей СССР.

Одно дело, когда на белорусском языке исполнялись легкие и очень понятные «Александрина», или "Вероника", и совершенно другое дело слушать на белорусском языке сложный текст о тяжелой доле белорусского народа до революции.

Я в курсе, что существует множество любителей, как "Песни о доле", так и "Гусляра". Я в курсе, что эти произведения очень нравились непосредственно музыкантам ансамбля, и они с удовольствием их исполняли.

Однако в статье шла речь о массовом зрителе, которому "через пару лет крупная форма уже приелась".

Поправьте меня, если считаете, что я ошибаюсь!

При написании статьи были использованы материалы из книги Владислава Мисевича "Песняры. Я роман с продолженьем пишу", а также с сайта vma-pesnyary.com.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сижу вчера в Чайхоне на Пушкинской, жду друга. За соседним столиком сидят два крпких мужика и не стесняясь, громко обсуждают свои проблемы. Я так понял это были те самые "решалы", обсуждали как "подоить" одну даму. Весь разговор не передам, но суть... Дама, бывшая начальник налоговой инспе ...
Встретился с украинским коллегой. «Слушай, – говорю, – ты верил, что вас в Евросоюз возьмут? Ну, ты же не бабуля с Майдана, которая твердила, что хочет пенсию как в Швейцарии?» Он помолчал, и мне в голову закралась странная идейка. На неделе для меня, очень интересующегося психологи ...
7 день. 19 июля 2019. Рассвета снова не было, да ещё и небо оказалось затянутым тучами. Кажется, это не очень хорошая идея — вставать здесь по утрам на рассвет с точки зрения фотографа. Хотя просто вставать утром хорошо. Но зато, благодаря облачности, тут наконец-то прохладно, а ...
Зюганов предложил. Зюганов считает. Зюганов... И чего? К чему этот ностальгический популизм уровня прекраснодушных хотелок? Фэнтезийная обязаловка для сокращающейся целевой аудитории? Чисто отметиться? Смешно и грустно. И, кстати, всё больше раздражает. Геннадий Андреич, вы - ...
Одиозный российский политик Владимир Жириновский, давно известен своими бредовыми заявлениями об Украине. Теперь он ещё и решил поиграть в Нострадамуса предсказывая "гиену огненнную" правда не только Украине, он так разошелся не на шутку, что захватил и всю Европу ненароком. Ранее ...