Почему хоумскулинг так эффективен
fritzmorgen — 16.02.2011 — ЛикбезБорис Бронштейн прислал мне ссылку на архилюбопытную статистику по хоумскулингу в США. Щёлкните картинку к посту, чтобы увидеть переведённую мной на русский язык инфограмму. Для дотошных: оригинал инфограммы на английском лежит вот здесь (ссылка).
Попытаюсь объяснить, почему хоумскулинг оказался настолько эффективнее традиционных школотюрем. На мой взгляд, всё дело в методике обучения. Представьте себе, допустим, пловцов. Как можно научить их хорошо плавать?
Метод первый — запустить пловцов в бассейн и поставить на бортик тренера, который будет давать им команды, подбадривать, засекать их скорость с секундомером и указывать на ошибки.
Метод второй — посадить плавцов в аудиторию и заставить записывать себе в тетрадки лекцию по технике плавания.
Надо объяснять, какой метод эффективнее?
Думаю, не надо. Чтобы чему-то научиться — будь то математика или езда на велосипеде — надо делать это что-то. Поэтому, кстати, «одарённых» детей учат математике именно по «спортивному» методу. Педагог раздаёт детям задачки, а потом сидит на стуле ровно, принимая решения у тех, кто уже готов.
И именно по спортивному методу учат детей хоумскулеры. Так как домашнее обучение — это, по сути, знакомое большинству из нас обучение с репетитором.
Вы можете представить себе репетитора, который посадит перед собой ребёнка и будет 45 минут читать ему лекцию? Очевидно, нет.
Как правило, даже если человек является учителем и репетитором в одном флаконе, всё равно он в школе пересказывает детям учебник, а у себя на квартире ведёт себя как тренер. И отсюда проистекает огромная разница в КПД школьного и домашнего обучения.
Подведу итог.
Конечно, в двадцать первом веке появились уже новые методики обучения. Например, продвигаемая мной кибершкола (ссылка). Однако и традиционная схема «тренер-ученик» тоже живее всех живых. Скажу больше. Немногочисленные островки успеха советского образования были возможны именно благодаря работе со студентами по «тренерской» схеме.
Что же касается традиционной постылой классно-урочной системы — я ни разу не удивлюсь, если непредвзятые исследования покажут её отрицательную эффективность. То есть, если выяснится, что не учившийся нигде ребёнок будет знать и уметь больше, чем ребёнок, отсидевший 11 лет за партой в обычной школе.
|
</> |