Почему хипстеры фотографируются с открытым ртом?
lihohor — 07.07.2016 Имеющий уши, да услышит; имеющий рот, да откроет его на фотографии.Этот вопрос интереснее, чем можно предположить, поскольку он касается таких явлений, как голландская живопись 16-го века, Великая Депрессия, мультипликация и теория социального капитала, В такой последовательности и распишем. Так вот, Золотой Век голландской живописи оказался на стыке гуманизма Эпохи Возрождения с её культом человека в несколько анатомическом смысле этого слова, и романтической эпохой с её культом личного и эмоционального, и в числе прочего дал нам огромное количество портретов с открытым ртом. Эта попытка запечатлеть эмоции в динамике — условно именующаяся не слишком научным термином tronie — была следствием повышенного интереса к портрету как к игровому полю, и эмоции в итоге почти всегда оказывались густо преувеличены. А почему бы и нет? Голландцы таким образом первыми захватили поле запечатления и производства всевозможных городских "персонажей", чем мы, в общем-то, занимаемся до сих пор.
Портрет с открытым ртом не прижился, но много позже, в 30-х годах прошлого века, когда вышли первые компактные "Лейки", и фотоаппарат стало возможным носить с собой и снимать с рук, появилась такая вещь как фотожурналистика. Фотографии Великой Депрессии так много тиражируют не прославления одной только Депрессии ради, а в том числе потому, что это было первое в истории свободное, массовое фотодокументирование бытовых сцен повседневной реальности. А как мы знаем, фотодокументации приводят к большому количеству снимков с открытым ртом. А другой фотожурналистики как бы не было — и на правах первой ласточки уличный и бытовой портрет с лицом "как получилось", оказался чем-то вроде золотого канона аутентичности.
Дальше всё ещё веселее, потому что в двадцатом веке, помимо всего прочего, появились мультики. А в мультиках персонажи маленькие, иногда даже кукольные, анимировать мелкие детали их движения сложно, и получается, что их эмоции приходится показывать гипертрофированными средствами. Казалось бы, 3D анимация должна решить этот вопрос, но тут возникает проблема: дело в том, что когда человек разговаривает, то почти не разжимает губ. Так что на сегодняшний день даже в самой реалистичной анимации рты открываются широко и зримо.
Так почему же хипстеры, спросит дорогой читатель. А тут всё просто: хипстеры — это прослойка людей, родившихся в эпоху тотального перепроизводства, с которыми ничего на самом деле не происходит, чья жизнь сыта и инертна, и которые в результате привыкли скорее создавать эмоции, нежели испытывать их. Открытый на фотографии рот — это совершенно бессознательная попытка создать иллюзию дефицита, под влиянием существующих и широко распространённых в культуре примеров из анимации, фотографии и даже живописи — дисцплин, которые прибегают к этому или из технических, или из художественных соображений. Всем известно, что сегодня можно снимать с себя по 10 автопортретов в секунду — но если встать ровно, и посмотреть в камеру, и улыбнуться, то фотография будет выглядеть более постановочной, тогда как чуть сбоку с открытым ртом — типа спонтанной. Других, типа, нет.
Так в чём ценность этой спонтанности? См. источники — в искусстве эта спонтанность была способом передать честность эмоции, её действительность, настоящность. Это способ создания личности.
Надеюсь, иронию объяснять не надо.
|
</> |