Почему «Дюна 2» - самый переоцененный фильм уходящего года?
kinoamnezia — 01.10.2024Наступил финальный – четвертый квартал 2024 года. Настало время для подведения первых киноитогов. Начать хочу со второго фильма Дени Вильнева «Дюна», который в начале года стартовал в мировом кинопрокате и был обласкан критиками.
Эту фантастическую киноленту я посмотрел относительно недавно и чуть не подавился песком Арракиса: после просмотра возникло ощущение что он всюду - во рту, под одеждой, в волосах. Пока я мысленно отряхивался, пытался переварить увиденное: что это было?
Ответ на волнующий фанатов творчества Фрэнка Герберта вопрос, - в этом субъективном обзоре.
Когда песка много, а толку мало
Первый фильм «Дюна» Вильнева вышел три года назад, когда еще американское кино было с нами, а санкции не были такими «безумными».
Кинозал был наполовину пуст: молодежь до конца не понимала, что им показывают, а фанаты Герберта негодовали от фривольностей.
Я же был удивлен тому, что Вильнев почти покадрово переснял «Дюну» Дэвида Линча, вышедшую в кинопрокат ровно 40 лет назад: да-да, когда-то отец «Твин Пикса» увлекался фантастикой.
Тогда мне показалось, что новый фильм – визуально и музыкально первая «Дюна» Вильнева все-таки была вкусной – повторит судьбу драмы экс-братьев Вачовски «Облачный атлас».
Новая «Дюна»: почему этот шедевр повторит печальную судьбу «Облачного атласа»
Почему так думал? Мне было непонятно на кого рассчитана кинолента Вильнева: для подростков слишком медлительное повествование, перегруженное смыслами, для старичков – снято не по канону: ну какой из Тимоти Шаламе Пол Атрейдес? Ну каммон!
С аналогичной проблемой когда-то столкнулся «Облачный атлас». Фильм вроде хороший, но кто его будет смотреть, непонятно.
Распутываю запутанный «Облачный атлас» сестёр Вачовски
Как бы ни было, первая «Дюна» Вильнева отбилась в прокате. Нам пообещали продолжение, на съемки и монтаж которого ушло три года.
Казалось бы, всего три года, - но за это время жизнь изменилась до неузнаваемости: мы остались без Голливуда, на сцене появился «Роднулькин», а в кинозалах стали показывать третьего «Брата».
Стриминговые платформы сейчас штурмует сериал про молодость Алены Апиной, Филипп Киркоров уже почти год входит только в правильные двери, а об Алле Борисовне либо плохо, либо ничего.
Стоит ли тратить время на сериал "Комбинация" про Апину с Кологривым в главной роли.
На фоне перекодировки культурного кода, вторая «Дюна» могла стать глотком свежего воздуха, помочь разобраться в событиях, происходящих на международной арене, задуматься о смыслах бытия.
Удалось ли новой картине Вильнева это? Ответ отрицательный. Да, визуально перед нами все та же первая «Дюна»: пейзажи завораживают, а от музыки мурашки по коже. Но а все остальное - тихий ужас.
Из жара в холод и обратно
Я составляю рейтинг самых раздражающих персонажей в кино за этот год. Спойлер: Чани и Пол Атрейдес занимают почетное первое место.
Начну с девушки: Чани в исполнении Зендеи - все еще обиженный жизнью подросток из дилогии про «Человека-паука»: актрису можно вырвать из лап Marvel, а вот Marvel из актрисы - нет.
Мне хотелось прибить героиню каждые пять минут, а каждые три минуты вставить беруши в уши, чтобы не слышать тот бред, который несет героиня.
Ниже - диалог года:
- Иди, Пол, перейди участок пустыни и вернись (ответьте в комментариях на вопросы: зачем? для чего? как Пол закончил это путешествие?);
- Стилгар будет учить меня? - спрашивает Пол.
-Нет, ты же не фримен, - говорит Чани.
Далее следует заставка из мультсериала про Спанч Боба, который в этом году отметил 25-летний юбилей:
Кадр из мультсериала "Губка Боб Квадратные штаны"
«Пять минут спустя».
Тест на знание мультфильмов о Губке Бобе, которому исполнилось 25 лет
-Стилгар хорошо тебя обучил? – задает вопрос Чани.
Что? А как же фраза:
«Ты не Морган Фриман»?
Чернокожие в кино: толерантные фильмы, достойные премии «Оскар»
Теперь переходим к Полу. Во втором фильме Вильнева нам не показали взросление героя. В картине Линча этот путь взросления главного героя отражен, в киноленте Вильнева – нет.
«Дюна» против «Дюны»: почему новый фильм — это хороший ремейк, не более того
Возможно, этот эпизод пролетел также быстро, как Эйдан во втором сезоне «И просто так» щелкнул пальцами, бросая Кэрри.
Видео о том, как это было, - ниже:
Как бы ни было, перед нами все еще истеричный юноша. Он продукт своего времени: «успешный успех». У него все получается только потому, что он, как и Гарри Поттер, избранный. Да-да, у Поттера все получалось только потому, что с кого-то перепуга он стал избранным, так же и у Пола – точь-в-точь.
Вильнев хотел угодить мОлодежи и пОдросткам – поколению ТикТок, представители которого могут думать только первые 50 секунд (дальше зыбучие пески сознания), а в итоге сел в лужу.
Почему? В начале второго фильма Пол говорит, что не готов, чуть позже уже готов. Главный герой полон ярости. Успешный успех пойман. Вот оно, светлое будущее!
Не знаю как вы, а я все время сравнивал Шаламе с Кайлом Макхлахеном из «Дюны» Линча. Второй актер со своей ролью справился – первый нет.
Шаламе так и остался героем драмы про юношу, влюбленного в друга отца – ученого: ненавидящие радугу, возьмите пакетик у стюардессы.
К слову, с превращением из нежной, заботливой и даже робкой мамы Пола в в даму без стыда и совести Ребекка Фергюссон справилась лучше. Честь ей и хвала.
И еще немного минусов
Во второй "Дюне" тема специй не раскрыта, жизнь фрименов не раскрыта, их вера – не раскрыта, главный нерв фильма - Пол Атрейдес наполовину Харконнен – не раскрыт: ну да, дед мой нехороший человек – бывает (голосом Вали Карнавал).
Поразила меня и дуэль на ножах: ребята, вы серьезно? А где же щиты? Неужели сломались? Зачем нам эпик ради эпика? Жаль, что показанные битвы не привносят ничего полезного в сюжет, жаль.
Итого: перед массовым зрителем, который умных книжек не читает, выдуманный космический фантастический мир, правила которого ему неизвестны.
А вместо эпилога цитата Дени Вильнева, которая проливает свет на то, почему снято так, а не иначе:
«Я не запоминаю фильмы благодаря хорошему тексту. Я их запоминаю из-за сильной визуальной части. Диалоги мне неинтересны, так как сила кино заключается в визуале и звуке».
Этот творческий подход в очередной раз подтверждает очевидный факт: научная фантастика находится в глубоком кризисе, выхода из которого пока, увы, нет.
«Падение Луны»: почему фантастические фильмы оказались на грани исчезновения
Ну а теперь слово вам: комментарии, как всегда, открыты для вас!
|
</> |