Почему «дать дуба», а не клёна, не сосны, берёзы или ели?


Почему «дать дуба», а не клёна,
Не сосны, берёзы или ели?
Встарь у дуба* бы́ти* погребённым
Большинство из пра́щуров* хотели.
Дуб считали деревом Перуна*,
Проводили у святынь обряды,
Верили, что этот мир подлунный
Громовержец бережёт, как надо.
Жертвы приносили – дубу да́ти*,
Чтоб отвадить ворогов*, напасти,
Чтоб здоровье было испола́ти*,
Урожай богатый, дети, счастье.
В выдолбленной в дубе домови́не*
Как в челне́*, усопших погребали,
Чтоб через Сморо́дины* стремни́ны*
Царства мёртвых ду́ши достигали.
А ещё «дать дуба» - превратиться,
Словно в дуб: охолодеть, стать твёрдым,
Задубеть, что некогда случится
С каждым по дороге в Царство к мёртвым.
16 июня 2022 © Карен Маркарян
*дуб у славян считался древом жизни, царь-деревом. Некоторые дубы живут до 2 тысяч лет. Поэтому с этим деревом связаны многие сказки и заговоры.
*бы́ти (ст.-слав.) – то же, что и быть, совершаться
*пра́щур – предок, прародитель
*бог-громовержец у древних славян
*да́ти (ст.-слав.) – то же, что и дать, давать
*во́рог (др.-русск.) – враг, неприятель
*испола́ти (ст.-слав.) – на многие лета: из песнопения православного архиерейского богослужения – «ис полла эти деспота» (греч. – «на многая лета, владыко»)
*домови́на – гроб
*чёлн - лодка, выдолбленная из ствола дерева
*Сморо́дина – Огненная река, Пучай-река в восточнославянских сказках, былинах и заговорах, разделяющая мир живых от мира мёртвых. Смо́род (др.-русск.) - смрад, неприятный и удушливый запах.
*стремни́на – стремительное течение в реке
|
</> |