Почему архетипы Пирсон не так просты как кажется
color_harmony — 12.11.2021
Кто когда-либо интересовался темой
имиджа, как более сжатого
варианта стиля, или темой
личного бренда, наверняка
сталкивался с раскрученной в последние годы схемой
12 архетипов
Кэрол Пирсон. На каждом курсе по поиску своего стиля тему
архетипов я прохожу лишь вскользь, в основном даю читать
первоисточник и называю
подводные камни распространенных
подходов. Вместо архетипов я в работе использую собственные
стиль -персоны, они более материальны, их хорошо использовать для
подбора одежды. Но архетипы обладают бОльшим потенциалом именно с
точки зрения психологии и саморазвития
И про один интересный подводный камень я вам расскажу сегодня.
Многие привыкли считать, что архетип в имидже -это готовый
образ с некими определенными предметами. Ну например,
гуляет же по сети картинка для «Любовника\Эстета» из проекта
«ролевой гардероб». Разглядите и запомните ее внимательно. Сегодня
я буду разбирать именно разные варианты Любовника.

На картинке внизу выжимка фраз об этом архетипе, если кратко:
глубокие связи, эстетика, поиск удовольствий, подчеркивание
гендерной принадлежности, внимание чувствам и эмоциям, обещание
красоты, привлекательность.

Вот читаю я эти фразы и думаю — «боже, это же я, это точно я, с
моим сильным эмотивом-то у меня и любовник точно должен быть
проявлен!». Но смотрю на картинку Ролевых Гардеробов, и она мне не
то что не откликается, она мне даже местами неприятна. Почему так,
кто из нас ошибся? Я в самоопределении или автор коллажа в
иллюстрациях? А никто не ошибся, у разных людей разное
видение. Как так? Разберемся.
Вы, конечно, знаете, что архетипы придумал Юнг. А что он
вкладывал в это слово? Концепт архетипа не легкий, как принято
считать. Если вы подумали, что архетип — это образ, который все
имеют в бессознательном и более-менее одинаково трактуют, вы вроде
правы, но не вполне… Обратимся к источникам:
« Слово «архетип» впервые употребляется Юнгом в докладе
«Инстинкт и бессознательное» на состоявшемся 12 июля 1919 года в
Лондоне симпозиуме Британского психологического общества; доклад
был опубликован в ноябре того же года в British Journal of
Psychology. Прежде всего, Юнг называет архетипы не образами, а
изначальными формами, тем самым обращаясь ко введённому Аристотелем
различию между формой и явлением».
Если перевести «с гуманитарного на русский», речь здесь о том, что
у каждого явления есть суть, выжимка, первоидея (собственно
архетип, мыслеформа в лингвистике, вы мыслите не вполне
словами, а мыслеформами, концептами) и материальное
выражение (собственно, то, как вы представляете себе
«любовника», «мать», «старца»). К одной мыслеформе можно
привязать большое количество материальных вариаций, которые
ей будут отвечать. Т.е. вы и ваша сестра представят «любовника»
чуть — по-разному.
В свое время ходил по интернету анекдот, точно объясняющий
суть процесса. Анекдот на историчность не претендует, конечно, но
суть теории объясняет прекрасно. Осторожно, местами крепкие слова:
https://yablor.ru/blogs/kak-narisovat-arhetip/5190783
Если вкратце — архетип — это очень размытая мыслеформа с
некоторыми опорными идеями, которая у разных людей обретает разное
материальное вИдение. Соответственно, я и автор коллажа о Любовнике
просто очень по-разному видим этот архетип в силу разной картины
мира.
Но
если так все индивидуально, может ли вообще идти речь о
какой-то визуальной репрезентации архетипа? Может. Если бы
мыслеформы нельзя было материализовать хоть как-то, у людей бы не
существовало даже языка. Но важно то, что
для одного и того же
архетипа существует огромное количество визуальных
репрезентаций — «архетипичных образов». Зависят они от
культурных и социальных факторов, от личного опыта самого человека
и его ценностей. И находятся они на стыке изучения очень многих
дисциплин. Визуализация архетипа будет меняться от культуры к
культуре, от одной социальной страты к другой. При этом все они
будут вполне отвечать первоначальному посылу архетипа, его опорным
словам, но визуально отличаться могут немало. На коллаже внизу то,
как представляю Любовника я. Вспомнили визуализацию в Ролевых
Гардеробах? Мы этот архетип представляем очень по-разному,
правда?
Происходит это из-за того, что
разные люди акцентируют разные
грани образа и воспринимают их через личную призму. Понять
архетип другого человека помогает контекст (хотя возможны накладки
и недопонимание, и для кого один и тот же образ - это образ
любовника, для другого — образ бунтаря). А кроме того, очень
помогает понимание ценностей и представлений самого человека. Есть
определенные культурные реалии. Про них я частично говорила уже,
вот как раз в архетипах они хорошо действуют. Вы могли это
заметить, когда смотрели на разные подходы к одежде в итальянском,
французском, русском стилях, когда читали про богинь разных
пантеонов, в чьих образах акценты уже проставлены культурой народа.
Если мы берем современность, то один только архетип любовника можно
разложить на много визуализаций. Я приведу пять. Можно
придумать и больше. А в комментариях пишите, какой из них «ваш»
вариант? Или наиболее близкий к вашему?
1.нежная женственность, муза, квинтессенция мягкости и красоты,
райская дева

2. мечтатель, глубокие переживания, романтизация мира вокруг,
секс как поцелуй душ или вообще не оговаривается

3. Каникулы в Париже, флирт, радость, держаться за руки,
получать удовольствие от изысканности и простоты одновременно,
игривый секс

4. итальянская романтика, вино, розы, сильные чувства и
вкусная еда, обниматься, смеяться, страстный секс
5. Фам Фаталь, любовь как сладость и яд, изысканность, голливудская
дива, достаток для удовлетворения тяги к удовольствиям, визуально
красивый секс
Как видите, коллажи очень разные. Кто — то из читателей,
возможно, подумает, что где-то чистый архетип, а где-то с
примесями, но забавно то, что если опросить нас всех, мы не
сойдемся во мнении, где чистый=) Соответственно, если вы
стилист, и работаете с архетипами, клиента надо очень тщательно
выспрашивать о том, как он сам это видит. Если вы ищете свой
собственный стиль через архетипы, помните, что чужие иллюстрации не
только помогают, но и неплохо сбивают. Учитесь смотреть в корень,
искать суть.
Поскольку тема архетипов Пирсон систематически поднимается в
сообществе, многие с ней знакомы, но далеко не всегда глубоко. Пора
это менять и нести знания. Поэтому на моей
платформе стартует КУРС С
ПРИГЛАШЕННЫМ ЛЕКТОРОМ - Алексом.

Алекс - артист, имиджмейкер, психолог, и
знает тему архетипов глубоко
изнутри.
У него очень понятная и здравая подача темы с упором на
вариативность и незамутненный смысл. Его рассказ будет понятен и с
нуля, и разъяснит спорные моменты для продолжающих.
Курс вебинарный, включает в себя 3 ( для продвинутых маркетологов
4) занятия.
Одно занятие -это два академических часа! ( в районе 90
минут-всё глубоко и серьезно, как я люблю).
Разовое занятие =2500 рублей, 3 занятия =6000 руб.
Организаторские вещи на мне ( я указана в группе). У кого есть
ВК, пишите в личку группы ВК, у кого нет-птшите сюда в директ или
на почту
[email protected] с пометкой "курс архетипы".