побелевшие обезьяны

топ 100 блогов bratkin07.04.2011 Скромная писанина вашего покорного слуги вызвала отклики, как взвешенные (здесь), так и иные (здесь).Хорошо что читают; плохо, что не понимают. 

Однако обиднее всего, что наиболее вдумчивые и адекватные критики полагают, будто побелевшие обезьяны [info]bratkin , аки рекомый попугай, повторяет нецыя ветхия догмы, которые ему, поставленну на горохи, влагали в голову на исповедях образца одна тысяча девятьсот незапамятного года.

Есть две вещи, относительно которых я задаю вопросы защитникам православия и не получаю от них ответов.

Первая.
Общий теологический консенсус сводится к тому, что Православная церковь есть богочеловеческий организм, в котором живет Христос и который содержит в себе Духа Святого. Из этого вытекает - в том или ином роде - разделяемый и ересиологами, и отцами вселенских соборов вывод о необходимости хранить правильную веру и удаляться от еретиков. Отсюда же следует вывод о том, что личный мистический опыт всякого отдельного верующего должен поверяться соборным аскетическим опытом церкви, поскольку только он способен уберечь от впадения в состояние ложной духовности (=прелести) и только через индивидуальное богопознание, осуществляемое в лоне церкви через благодатное воздействие ее таинств, христианин может приблизиться к пониманию основ веры.
Ergo, nihil aliud probamus nisi quod ecclesia -- даже если считать, что наполнение понятия "quod ecclesia" в точности равняется тому, что мы хотим, чтобы церковь одобряла, а не тому, что она действительно проповедует. При этом желательно избегать порочного пути no true Scotsman и не провозглашать имеющиеся и распространенные в церковной среде взгляды неподлинными ("исторически возникшими", "от человеков", "земными") лишь потому, что они не совпадают с "мы хотим". 

Ключевое отличие православия от других конфессий и, в частности, от протестантизма заключается в том, что для последнего не существует Предания как верифицирующей категории. Того самого Предания, которое св. Викентий Лиринский формулировал так: "То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, – то, что ты принял, а не то, что выдумал".
Стандартный подход протестантского теолога не подразумевает очищения души таинствами и аскетикой, не подразумевает духовной брани, открытия помыслов и вообще обожения как осознанной цели христианской жизни. Более того, аксиология протестантского теологического дискурса основывается на явно еретическом, с православной точки зрения, богословии Лютера и позднейших реформаторов.

Спрашивается, когда протестант, отвергающий непогрешимость церковного Предания, называя его творением человеческим (а следовательно, хуля Духа Святого), не защищенный щитом духовным, не ведущий духовной брани, открытый для приражений диавольских или, в лучшем случае, находящийся в глубоком прельщении, берется изрекать нечто о глубинной сущности христианства, будь то христология или догматика -- и его воззрения оказываются в противоречии с православным преданием, как, следуя духу и букве учения св. отец, должен отнестись к этому мнению православный христианин?  

По-видимому, самая последняя вещь, которую должен в такой ситуации делать искренний православный - это пытаться таким образом препарировать православное учение, чтобы оно пришло в согласие с явно еретическим мнением лютеранина, пресвитерианина, методиста, а то и иудея.
Ибо никто из святых отцов не был замечен за подлаживанием святого православия под взгляды несториан и ариан. Скорее наоборот.

Второе.
Один из краеугольных текстов православной сотериологии содержится в Рим 5:12-21: "...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (...)". 
Концепция Христа как второго Адама тоже основана на словах Павла: "Первый человек - из земли, перстный, второй человек - Господь с неба" (1 Кор. 15:47).
(иными словами, эти цитаты нельзя объявить вторичным, наносным, неподлинным развитием традиции).

Логическим следствием будет признание того, что с точки зрения православной антропологии и сотериологии, учащей о втором Адаме - Христе, и утверждающей, что через грех Адама в мир вошла смерть, ревизия учения о сотворении мира  чревата довольно сильной ревизией  основ догматики.

Что в данном случае должен делать православный человек?
Должен ли он стремиться подладить чистоту православного откровения под измышления потомственного масона Чарльза Дарвина? - или же должен дать им отпор, как это делает чистый сердцем свящ. Буфеев, который несомненно, наследует положенное ему по заповеди блаженства? 

Более того, должен ли православный соглашаться с тем, что смерть существовала на Земле много тысячелетий до появления человека, если это разрушает сотериологию ап. Павла? - или же должен, напротив, сохранить верность Преданию, которое зиждется на Духе, но не уступить преходящим мнениям так называемых "светских" (а на самом деле, еретически-апостатических) ученых, кому их явно нашептал враг рода человеческого? 

Выводы.
"Либеральничающее православие" на каждом конфликтующем шагу капитулирует перед ересью, отчего, вероятно, в какой-то момент переходит точку невозврата и перестает быть православием.  
Но и этого мало. Практика подобного бросания костей "веку сему" и разнообразным еретикам приводит к тому, что вчерашние православные становятся криптопротестантами: практически любую вещь в церковной жизни, от Успенского поста до Боговоплощения, они готовы назвать преходящей, неважной, нецентральной, неверно истолкованной -- лишь бы (лишь бы!!) не дай Бог, не разойтись во мнении с еретиками, атеистами, тайными и явными масонами и далее по списку.

И вариантов безболезненного примирения одного с другим нет.
Либо похуление св. Духа и впадение в протестантствующую ересь, либо тайком осуществляемое ниспровержение догматических основ. 
Либо же -- верность преданию, в том его виде, в каком ты его принял, а не выдумал. В том виде, в каком его хранят духовно просветленные старцы в дальних скитах, а не конструируют всяческие , прости господи, обновленцы, которые, если считают, что могут сохранить подлинное богообщение на основе поврежденной веры, то как минимум впадают в прелесть.

Выводы из выводов...
А их за меня сделала монахиня Кассия. Если вера может разрушиться от чего-то земного, значит, она и сама была изначально земной. Т.е. это была вера не в Бога, а во что-то земное. Я бы назвал это еще проще, словами Гарнака: древнегреческая религия в христианской обертке.

При всем моем уважении к древнегреческой религии Иисус (и апостол Павел -- здесь между ними никакого gap'а нет) накрепко отучают поклоняться рукотворным богам...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всего 4 дня назад президент Путин на пресс-конференции сообщил, что в этом году в России рекордный урожай, что само по себе заставило несколько напрячься - в наших условиях это явно сулит беду. Предчувствия не обманули: сегодня пришло сообщение о том, что правительство вводит администрати ...
Последние несколько дней только и разговоров о возможной смене Турцией планов пополнения своих ВВС не американскими истребителями пятого поколения F-35, а российскими Су-35. Причем это сообщение, которое больше было похоже на домысел и “размышление на тему” на страницах издания Yeni ...
Встреча Турции, Ирана и России в Анкаре завершилась совместным заявлением. Ничего прорывного на встрече не намечалось, она прошла в текущем сугубо рабочем формате. К заявлениям о приверженности сторон к территориальной целостности Сирии, естественно, нужно относиться исключительно с ...
Жуйк, как лучше сделать в инсталляторе для венды с такой опциональной зависимостью, как интерпретатор питона? Он будет нужен для некоторых плагинов и расширений браузера, например. 1. Тащить питон в инсталляторе (размер вырастет с сегодняшних 15 ...
По сути экс-губернатору Хабаровского края напрямую объявили, сколько стоит его свобода, говорит инсайдер – помощник депутата Госдумы, между прочим. Для торговца цветными металлами, а Фургал бизнес не оставлял, 1,5 млрд не так уж и дорого. Хотя часть денег суд уже нашел (сотни тысяч ...