Побег в Уганду

В 60-е, 70-е годы он знакомился с разными чернокожими (на выставках и где только мог), в т. ч. с дипломатами. Какой-то чел из Уганды пообещал ему помочь выбраться из СССР. Р. оформил поездку туда якобы в отпуск, выездную визу ему дали в 1974-м, хотя помурыжили со всякими характеристиками и справками. Чтобы получить характеристику с завода, он ссылался на то, что прожил в СССР много лет - и что в других странах в его возрасте людей выгоняют с работы, только в СССР он может трудиться... Еще в характеристике написали, что жара может плохо отразиться на его здоровье, это было препятствием к выезду в Африку. Но он уговорил убрать эту фразу, ссылаясь на то, что родился и вырос как раз в жарком климате.
Р. скрупулезно перечисляет, что из-за бегства он потерял советскую пенсию, деньги на сберкнижке, еще ему пришлось купить обратный билет (хотя возвращаться он не собирался), и т. д. Еще его не хотели отпускать с завода, пока не сдаст какую-то работу, а в ней было более 150 деталей. Он работал сверхурочно - и успел.
Первый раз его не выпустили – якобы было что-то не так со справкой о прививках. Его направили в какую-то еще поликлинику, но та оказалась для иностранцев, и в итоге его послали туда же, где он недавно уже делал прививки (та поликлиника была гораздо хуже, обшарпана и к врачам очереди). Там ему просто выдали новую справку. Р. во всем подозревал козни КГБ – то счел, что его решили отравить двойной дозой вакцины, то, когда он вернулся домой, на лавочке у подъезда не оказалось обычно сидевших там старух – «значит», в КГБ подумали, что он уже улетел, и сняли наблюдение... Дома у него пропадали документы, и он их прятал под обоями, а телефон издавал рано утром странные звуки (когда однажды он снял трубку, то чей-то голос, ругаясь, потребовал положить ее на место). И т. д. Неясно только, что если все его подозревали и усиленно следили за ним, то почему выпустили?
В Уганде его торжественно принял местный диктатор Иди Амин – и предложил преподавать в «технической школе» (но сперва Р. сдал экзамен какой-то комиссии). Там до него преподавали только англичане и индусы, но Р. считал себя профессионально выше них, ибо он не только знал теорию, но и имел, в отличии от них, большой практический опыт. Амин выделил ему домик. Там же Р., которому было уже под 70, нашел себе жену, тоже из преподавателей. Первое время он все оглядывался, не следит ли и в Уганде за ним КГБ, вздрагивал по ночам и т. д. «Отошел» только через полгода.
|
</> |