Победа красной эстетики.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Победа красной эстетики. Победа красной эстетики.](/images/main/pobeda-krasnoy-estetiki-b9f880.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/zina_korzina/4290981/1451924/1451924_original.jpg)
...Передо мной — белогвардейский плакат, призывавший вступать в ряды защитников Отечества. Большевистская зараза на подходе! Видный, с благородными чертами, солдат обращается к потенциальным воинам: «Отчего вы не в армии?» В этом слышится нечто манерно-интеллигентское, родом из барской гостиной: «Отчего вы не играете на фортепьяно, душенька?» Жест плакатного героя — неуверенный, а поза выглядит шаткой и какой-то «убегающей». Кажется, человек размышляет: прав ли он, зазывая кого бы то ни было в окопы. Текст набран изысканным шрифтом уходящей эпохи — тут всё дышит, если уж не духами и туманами (война всё-таки!), то по крайней мере выспренностью. Краски — маловыразительные, лишённые контраста — стильный набор песочных и коричневатых оттенков, подходящих для гардероба денди, но никак не для громокипящего лозунга. Всё очень тонко и печально.
Василий Кандинский в своём учении о цвете, полагал, что коричневый - «мало склонный к движению...», а сдобренный жёлтым, он приобретает уютное звучание. Подобное же зрелище обязано быть жёстким, грубым и резким. А вот — красноармейское творчество. Знаменитая на весь мир фабула «Ты записался добровольцем?» Выделен глагол, действие - «записался». Вчерашний пролетарий на фоне отвоёванных заводов. Убедительность фигуры. Длань — утверждающая и властная. Этот человек сознаёт своё право. Он не уйдёт, и уж точно не убежит. Ревущий красный цвет воспламеняет пространство — он, согласно Кандинскому, «экстравертивный и горячий», а чёрный - «...внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мёртвое Ничто после угасания...» Красное забивает чёрное, делая «мёртвое Ничто» - удаляющейся декорацией.
Буквы — чёткие и ясные, без надуманности. Борьба трубящей новизны с тягомотиной старого режима. Для нас виньетки и открыточные сюжеты Серебряного века представляются чем-то эффектным, сказочным, а тогда — на сломе эпох - милейшая лепота всем надоела. Подавляющее большинство русских авангардистов поддержали Революцию. Их желание творческого обновления полностью совпало с обновлением социально-политическим. Эти люди соглашались ютиться в нетопленых каморках, выступать перед матроснёй и констатировать: «Две морковинки несу за зелёный хвостик». Они могли даже не разделять идей Ульянова-Ленина — им хотелось кидать старьё «с парохода современности». Утверждали: «Прошлое тесно». Выигрывал тот, кто устремлён в грядущее. Прошлое — дряхло. Белогвардейские агитки при всей их тщательности - малоизвестны и вызывают чисто информационный интерес, тогда как большевистский стиль вошёл в западные учебники по ...дизайну и брендингу.
Вот так надо работать! Вот так надо позиционировать себя! Учитесь у «Окон РОСТа» и русских супрематистов. Сюжет Эль Лисицкого «Клином красным бей белых!» до сих пор считается шедевром современного (!) искусства, а не только пропагандистской поделкой времён Гражданской войны. Эстетика — отражение внутреннего содержания. Утомлённый, разочарованный социум способен выдавать шикарное декадентство — со слезами да розами, приторностью и затхлым будуаром. Оно - чарует. Но такое не может побеждать. Интересная деталь — практически вся эмигрантская проза так или иначе касалась дореволюционной жизни — великий Иван Бунин в мельчайших подробностях воспроизводил ароматы усадеб, дач, гостиных и ресторанов. Тех. Писал в 1940-м году, находясь, безусловно, в 1900-м... Завяз в прошлом.//
|
</> |