По залам Пушкинского музея
galik_123 — 24.01.2024 Византийское искусство. Искусство Италии XIII-XVI вековЗал №7
На этапе проектирования Музея изящных искусств были предусмотрены два больших запасных зала. Один из них - это нынешний зал № 7. Но, конечно, никто из организаторов музея не мог предвидеть, что всего через пять лет после его открытия грянет революция, произойдет национализация частных собраний и в музей слепков хлынет поток подлинных произведений искусства. Проследим историю этого зала.
Рубенс и его школа. Юбилейная выставка к 300-летию со дня смерти художника. 1940. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина
В 1970-е годы зал №7 в течение нескольких лет служил выставочной площадкой. Затем было решено предоставить зал для показа коллекции античных подлинников.
Зал античных подлинников, конец 1970-х. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина
В 1996 году в этом зале проходила выставка легендарных сокровищ из Троянского клада.
Коллекция Генриха Шлимана в зале античных подлинников, конец 1998. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина
С 2007 года зал носит название "Византийское искусство. Искусство Италии XIII-XVI веков". В этом зале на временных выставках не раз были показаны шедевры итальянских мастеров из других музеев. До 2021 года картины в этом зале были представлены традиционно на бордовом фоне.
Выставка Сандро Боттичелли Паллада и кентавр (Уффици) в зале византийского искусства и искусства Италии XIII-XVI веков, 2011. Фото: Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина
В эпоху Средневековья живопись Италии находилась под сильным воздействием искусства Византии. Это видно на примере монументальных икон середины XIII века, на которых запечатлена Мадонна с Младенцем на троне - сюжет, часто встречающийся именно у итальянских мастеров. В центре экспозиции величественный образ "Флорентийской мадонны" - это житийская икона, решённая как монументальная алтарная композиция. В семнадцати клеймах сцены жития Богоматери. Икона была привезена из Рима в октябре 1863 года известным русским путешественником и собирателем христианских древностей П.И. Севастьяновым.
Коппо ди Марковальдо, круг, 1225-1230. Мадонна с Младенцем на троне
В XIV веке в Италии возникают новые типы живописных произведений - многочастные (полиптихи) и трехчастные (триптихи) алтарные композиции, на которых в центре обычно представлена Мадонна с Младенцем, а на боковых створках - святые. Форма этих работ гармонически сочеталась с храмовым пространством, а иконография определялась литургической практикой эпохи.
В XIV столетии разворачивался процесс формирования основных художественных школ Итальянского полуострова, а в эпоху Возрождения (в XV и XVI веках) - главными центрами становятся Флоренция и Венеция.
Пизанский мастер. Мадонна с младенцем на троне, около 1280. Дерево, темпера, позолота. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Живопись Италии XV - начала XVI века демонстрирует становление и расцвет культуры Возрождения. Опираясь, с одной стороны, на научные открытия в области математики и перспективы, на изучение анатомии, а с другой - на вновь открытые памятники античной скульптуры, художники Возрождения создали новый изобразительный язык, который позволял создавать живые образы реального мира, поверенные эстетическим идеалом.
Витторио Кривелли (1440-1502). Мадонна с Младенцем и святыми, 1480-е. 190×113 см. Дерево, темпера, позолота
Нери ди Биччи. Вознесение Марии (Чудо передачи пояса мадонной апостолу Фоме), 1464-1465. Дерево, темпера, позолота
Образ Девы Марии, держащий на коленях Младенца, пришёл в Италию из византийского искусства и получил широкое распространение в живописи XV-XVI веков.
Маттео ди Джованни. Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Христофором. Сиена, XV век. Дерево, темпера
Джорджо Вазари (школа). Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем, середина XVI века. Холст (перевод с дерева), масло по темперной подготовке
Джампетрино. Спаситель, середина XVI века, 50×39 см. Темпера, Дерево
Зал №7 последние 15 лет был отдан под итальянское искусство ХIII–XVI веков - иконы, фрески и другие христианские образы. Осталось оно здесь и теперь, но в другой конфигурации. Новую концепцию экспозиции для музея придумал французский сценограф, историк искусства Патрик Уркад.
Фото: Мария Москвичёва
В зале теперь полностью раскрыты проемы двух продольных аркад. Экспозиционного пространства всё же стало меньше, как и выставленных работ. Изменился и фон - на светло бежевый.
Фото: Мария Москвичёва
Симоне деи Крочифисси (Симоне ди Филиппо ди Бенвенутто). Благовещение, начало 1380-х годов. Дерево, темпера, позолота
Лоренцо Монако (Пьетро ди Джованни). Мадонна с младенцем и ангелами (Мадонна Смирение), между 1405 и 1410. Холст, темпера, позолота
Работа Тициана Вечеллио "Се, человек!" вернулась в постоянную экспозицию зала №7 после длительного и сложного процесса реставрации, она экспонируется впервые за 93 года. В 1850 году работа была приобретена для Эрмитажа вместе с другими полотнами Тициана из знаменитого собрания Барбариго делла Террацца. В коллекцию Пушкинского музея картина поступила в 1924 году из Эрмитажа вместе с рядом других произведений старой европейской живописи. Три года спустя она была похищена из залов вместе с произведениями Рембрандта и Карло Дольчи, и лишь 26 сентября 1931 года была возвращена в музей в поврежденном состоянии.
Первая реставрация, проведенная в начале 1930-х годов, была направлена, прежде всего, на консервацию и дальнейшее сохранение полотна. Кроме того, долгие годы сам факт пребывания картины в музее был не известен широкой публике: лишь в 1995 году она впервые была включена в краткий каталог картинной галереи, а в 2002 - в научный каталог итальянской живописи, составленный главным научным сотрудником музея, специалистом в области итальянской живописи Викторией Марковой. С 2008-го по 2016-й годы шли подготовительные работы - технико-технологические исследования картины при помощи рентгеновских лучей, съемок в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, а также оптических и физико-химических исследований красочного слоя. Непосредственно реставрационные работы велись в период 2016-2019 годах.
Тициан Вечеллио. "Се, Человек!", 1565-1570. Холст, масло. Источник: ГМИИ
Слева - Леонардо Бассано (Леонардо да Понте). Моление о чаше (Христос в Гефсиманском саду), 1595-1600. Медь, масло. Справа - Джованни Антонио Больтраффио. Портрет юноши в образе святого Себастьяна, конец 1490-х
Парис Бордоне. Явление сивиллы императору Августу, 1550-е. Холст, масло
Тинторетто (Доменико Робусти). Мужской портрет, последняя треть XVI века. Холст, масло
Работа Паоло Веронезе "Воскресение Христа" - пример религиозной картины, написанной не для церковного интерьера, а для частного лица. Художник запечатлел иконографический вариант евангельского сюжета, вошедший в искусство Италии в середине - второй половине XVI столетия: фигура Христа изображена парящей, по сторонам от гроба - спящие воины, поставленные охранять Его. Некоторые из них, пораженные Божественным светом, в ужасе пытаются бежать, и их фигуры, изображенные в сильных ракурсах, придают композиции динамику. Тем не менее в картине царит состояние особой духовной просветленности, что отличает ее от полных внутреннего напряжения произведений Якопо Тинторетто, в которых, как правило, преобладают драматические интонации. Картина была написана в первой половине - середине 1570-х годов, в период высшей творческой зрелости живописца.
Веронезе и мастерская. Воскресение Христа, около 1580 года. Холст, масло
С именем Тициана Вечеллио связывают посмертный "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини", настоятеля римской церкви Санта Прасседе. Об авторстве Тициана свидетельствует запись в инвентаре собрания картин фламандского живописца XVII века Антониса ван Дейка, которому портрет принадлежал.
Тициан Вечеллио. Портрет кардинала Антониотто Паллавичини, 1540-е. Холст, масло.
Живописное и колористическое решение картины указывает на связь её автора с кругом Беллини. В прошлом приписывалась Беллини.
Чима да Конельяно, школа. Мадонна с младенцем, рубеж XV-XVI веков. Холст, масло по темперной основе
Источники информации: e-books.arts-museum.ru , этикетаж и сопровождающий текст
|
</> |