По встречке в семнадцатый год

Читаю реакцию Интернета на идейно обоснованный автокросс Михалкова по встречке. И это, если разобраться, катастрофа. Наверное, в истории нет другого такого случая, когда всеобщий любимец, один из первых режиссеров страны, успешный и харизматичный, за каких-то три-четыре года ухитрился сковырнуться до состояния всеобщего посмешища. Еще недавно довольно стройный хор его защитников сегодня почти исчез. В комментах зазвучало несправедливое слово “бездарность!”. Оно несправедливо, если вспомнить о “Механическом пианино” и “Пяти вечерах”. Но в высшей степени справедливо, если говорить о мирских делах былого кумира, от развала Союза кинематографистов до убежденности, что его дела, мысли и фильмы – самые государственно важные. И теперь он сам с ужасом начинает это, невероятное, понимать: ушла, ушла любовь народная, в которой он был так уверен. Суетится, делает все больше глупостей, брякает то, о чем нормальный человек постесняется и думать.
И это, между прочим, клиническая картина не только болезни одного отдельно взятого индивидуума, но и всего нашего общества. Индивидуум не мог бы так зарваться еще лет двадцать назад. Он не чувствовал бы себя в своем хамстве таким защищенным. Не был бы так уверен в своей исключительности. То есть верить в это мог сколько угодно, но говорить об этом вслух точно бы постеснялся. А сейчас это в моде. Новейший, но уже не столь гениальный комик Чаплин рассуждает в том смысле, что чиновникам из РПЦ и нужно быть богатыми, чтобы все видели: они - над нами, они – выше самой жизни. Комические дворяне ходят в комическое дворянское собрание и дают комические дворянские балы. Гламурные журналы и гламурное ТВ возносят над толпой любое ничтожество, любую бездарность. Партийный лидер в радиоэфире кричит радостно, что свой первый трудовой рубль он украл. Честный труд перестал быть предметом гордости – бахвалятся перстнями и цепями, часами и марками машин, дворцами и поместьями.
Знакомый канадский миллионер во время фестиваля в Торонто мне позвонил: айда в (назвал крупнейшую сеть универмагов) – там сегодня распродажа! Я вообще случайно узнал, что он миллионер – ничто в его поведении не выдавало принадлежности к богоизбранной “элите”. Там и слово это применяют чаще в ироническом смысле.
А у нас уже бродит недобрая версия о том, что комдив Котов не случайно ходит с когтями Фредди Крюгера – золотые перстни так въелись в пальцы актера, что их уже не снять даже для суперпатриотической роли, надо их куда-то спрятать. Маловероятная версия, но какая правдоподобная! Потому что ведь и Штирлиц, и князь Болконский ходили в перчатках – чтобы не была видна татуировка на руке Тихонова: “Слава”. Тату – плод юношеской дурости. Коллекция перстней на руках – плод дурости застарелой, убежденной и, в сущности, плебейской. Они въелись не в пальцы, а в сознание.
Перстни и идейная езда по встречке – явления одного порядка. Это все опознавательные знаки того наглого, откровенного, самозваного и убежденного расслоения общества, которое век назад привело к 17-му году.
|
</> |