По самой красивой узококолейке России


На окраине Северодвинска расположилась станция "Водогон", откуда сейчас и начинается узкоколейный маршрут (раньше была и станция "Кудьма", которую в 90-ее гг. благополучно растащили). Поезда ходят регулярно, от "Водогона" до конечной станции "Белое озеро" - 33 км., остальная часть дороги для поезда сейчас недоступна, по ней бегают только "пионерки", как, например, до Палозера. Уехать с Водогона на Белое озеро можно в 17.00. Вернутся обратно в 8 утра. Я же стартовал пешком ранним утром, чтобы за день обернуться туда-обратно. На траве и рельсах с утра еще поблескивала роса.


Вскоре мне повстречалась "кукушка", идущая с Белого озера. Ляз железа и перестук колес разоровал лесную тишину на несколько километров вперед.

Вслед за ней пропыхтела "пионерка".

И дальше вновь тишина на многие километры вперед. Слева-справа проплывают болота и озера. Встает солнце и становится теплее. Каждый поворот приносит новые виды.




Регулярно попадаются "верстовые столбы". Это - середина моего пути.

Узкоколейка оказалась весьма оживленным местом, ближе к середине дня по ней стали сновать грибники, рыбаки и прочий непонятный люд. Рядом с рельсами набита тропка, которая используются как шоссе для двухколесного транспорта.


А вот пригада рабочих поновляет полотно.

По дороге несколько мостов.

Километре на 20-ом на платформу поставлена бытовка, этакий полустанок. Напомнила мне вагон-памятник в округе немецкого Берген-Белсена.


Вновь проносится "пионерка", на этот раз из города.

В сторону уходит ветка, где спрятались заброшенные вагоны и платформы для вывоза леса.



Выхожу внось на основную ветку и через несколько минут мимо мчится "кукушка". Идет задним ходом.

Вскоре показывается карьер и насыпь для погрузки баласта.

Ожидаю скорое приближение Белого озера, но еще топать и топать. Через час я на месте. "Белое озеро" - ключевая станция Кудемской УЖД. Поселок "Белое озеро" возник в 40-ее гг. ХХ века, когда-то был лагпунктом. Заключенные валили лес и отправляли его в строящийся город Молотовск, ныне - это Северодвинск. Местные еще помнят как здесь стояли бараки, где было управление и прочие службы, сейчас ничего нет. Поселок выглядит ухоженным, но за всем этим проглядывает разруха, повсюду бараки, остовы вагонов и прочий металлолом.


Старое депо находится на подъезде к поселку. Это своеобразный музей под открытым небом.


Снегоочиститель.





Вот и современное депо, где ремонтируют "кукушку".


Рядом "ж/д бар" в бывшем локомотиве, где аборигены вкушают крепкие напитки.

Через некоторое время "кукушка" убегает из депо и начинает тасовать платформы по всему разъезду.

У "Белого озера" чудесные озера. Одно из них названо Белым. Неожидано, да?

Местные это, видимо, ценят, так как здесь множество причалов и мест для отдыха на берегу.

Ну и отдельная история - "пионерки" - самодельные мотодрезины.

На дороге с "пионерками" случается всякое. Особенно с "пьяными"...и в поезд влетают...и под откос уходят...так рассказывают местные




Есть даже мини-депо для "пионерок" со своими подъездными путями.

Из "Белого озера" дорога уходит на Палозеро, но это уже другая история.


Сейчас "Белое озеро" относится к городу Северодвинску. Фактическое население не соответствует переписи (около 180 человек), т.к. значительная часть людей живет в городе, а здесь только числится, чтобы получать различные льготы. Леспромхоз накрылся и производства здесь никакого. На удивление, здесь мало самостройных домов, в основном древние бараки, хотя строевого леса предостаточно. Местные говорят о неповортливости главы поселения, что "он человек пришлый-москвич, и за многие годы жизни здесь так и не стал своим". Вот типичная поселковая картинка.

Обратно я уже возвращаюсь на "кукушке". Мелькают знакомые ландшафты, честно пройденные с утра пешком.
Конецгорская УЖД
Комсомольский, поселок
Узкоколейка у Тулмы
|
</> |