Платежные системы, почему мы проиграли (1)

топ 100 блогов aftershock_229.03.2014

После эпохального «закручивания вентиля» карточных транзакций нескольким нашим банкам компаниями VISA и MasterCard в интернете ходит много разговоров о создании нашей собственной платежной системы с блек-джеком. Пишутся статьи, рассматриваются обычные и чиповые карты, под ними пишутся комментарии «русские все равно сделают говно». В связи с этим бурлением у меня возникло острое желание выйти из ридонли и рассказать читателям aftershock.su про платежные системы, что знаю сам.

Рассказывать я буду с точки зрения IT специалиста, более десяти лет проработавшего на разных позициях (от коллцентра до системного аналитика)  и на разных участках этой отрасли (банковский процессинг, карточное производство, электронная коммерция).  На единственную правильность своего мнения не претендую, поскольку понимаю что с моего ракурса видно далеко не все, тем не менее сформировалось некоторое видение и я хочу им поделиться. Всю информацию буду брать из открытых источников и просто пересказывать своими словами и простым языком.

Итак, для начала о том, что вообще такое платежная система и почему они возникли. Во всех тематических книжках в разных вариациях описана знаменитая легенда, о том как будущей основатель компании Diners Club Фрэнк Макнамара (Frank X. McNamara) в 1949 году не смог расплатиться за ужин и придумал систему, при которой с рестораном за клиента будет расплачиваться кредитная организация, а ресторан за это будет отдавать ей определенный процент.  Можно сказать, что вся индустрия пластиковых карт зародилась из гламурных талонов на еду.

Изначально доступ к услуге имели только обеспеченные люди. Они ели и пили в три горла, махая клубной картой со словами «запиши это на мой счет, Билли», ресторан периодически передавал в Diners Club списки того кто сколько слопал и получал свою оплату, а клиент конце месяца отдавали деньги в этот самый Обеденный клуб. Ресторану – поток клиентов которые не считают деньги в кошельке,  клиентам – удобный сервис, системе – процент. Все довольны. Идея прижилась и постепенно распространилась и на магазины. При этом банки тоже не спали, и создавали аналогичные собственные системы.  В 50-е годы свыше 100 американских банков запустили свои собственные платежные системы, заключая прямые договора с фирмами, предоставляющими товары и услуги.  Естественно с увеличением количество людей появилась необходимость более быстрого переписывания номеров карт их стали делать из жести с выбитыми выпуклыми буквами, чтобы при нажатии можно было сразу отпечатать номер через копировальную бумагу. Придумали даже специальный агрегат с роликами под названием импринтер

Платежные системы, почему мы проиграли (1)
Внизу привернута на винты карточка магазина, сверху кладется карточка клиента, в большой ручке пара подпружиненых роликов. Прокатываешь туда-обратно и все данные отпечатываются. Именно поэтому на современных классических картах буквы выпуклые, хотя импринтер это уже экзотика типа патефона. Но основная проблема этого зоопарка была не в скорости обслуживания - чтобы клиенты всех 100 систем могли покупать товары в магазине, магазину нужно заключить 100 договоров и наладить документооборот с каждой системой. Естественно это нереально, поэтому платежные системы стали сливаться, укрупняться и в итоге эволюционировали до сегодняшних монстров, покрывающих весь мир. Причем карта стала не просто способом получить кредит, она стала связью между человеком и его банковским счетом, которым в обычной жизни пользоваться не очень-то и удобно. Даже коробка спичек не купить с него напрямую, а с картой – пожалуйста. Поэтому панические мнения «США заморозит мою карту и деньги пропадут» далеки от реальности. Деньги как были, так и останутся в банке. Но вот возможность так же просто и быстро расплатиться со своего счета в любом магазине исчезает.

Как же все начиналось у нас в России? Вообще карты были еще при СССР, но лично для меня они начались в 2001 году, когда я, будучи студентом, пришел устраиваться в замечательную организацию под названием процессинговый центр Автобанка. Процессировал он карточки UNION CARD, мое воображения тогда поразили стойки серверов, столбики цифр бегущих по экрану, а главное то, что вот прямо сейчас в этот самый момент кто-то получает в банкомате самые настоящие живые деньги при помощи куска пластика. Карточки тогда были каким-то символом красивой западной жизни, и в девяностые при запуске карточных продуктов для банков очень большую роль играла именно имиджевая составляющая – «теперь мой банк такой же крутой как западные, несите свои денежки, господа!» Сама карта была неким символом финансового успеха.

29:28 "Поехали, только за виски заплати. А то у меня платиновый American Express, не везде принимают."
Рядом с юнионовскими серверами гудели сервера обслуживающие карты VISA и Master Card, при этом подавляющая часть зарплатных проектов была эмитирована на локальных картах, тех же юнионах, сберкарте и золотой короне, а вот с эквайрингом, то есть с приемом карточек в магазинах, дела лучше обстояли с международными системами.  По данным книги «Платежные карты: Бизнес-энциклопедия»  со ссылкой на всероссийский опрос НАФИ в районе 2007-2008 года для оплаты в магазинах и ресторанах карту использовали только 14% держателей. Это если в людях, а если в процентах от оборота еще меньше  около 7% (по словам президента ЗАО «СБЕРКАРТА»
Александра Капустина в интервью за 2006 год). В девяностые этот процент был вообще в рамках статистической погрешности. Поэтому договора на обслуживание карт поначалу заключали только гостиницы, казино и магазины, рассчитанные на богатых покупателей и иностранцев, не знаю что они там покупали, но транзакции размером две-три моих зарплаты были делом обыденным. В нулевых у простых смертных не было привычки расплачиваться картами, даже имея такую возможность в магазине, они все равно  шли в банкомат, снимали деньги там, и шли с ними в магазин.

В сегодняшних бурлениях встречалось «наши системы хуже», «виза гораздо надежнее», это все враки хотя-бы потому, что VISA или Master Card не продают софт, они только устанавливают правила игры. А вот софт, работающий по этим правилам, пишут программисты, в том числе и наши. Да-да, внутри банкомата с красивым логотипом международной платежной системы стоит почти обычный компьютер (портов у него побольше) из китайских комплектующих, а на нем крутится иногда простая винда, на которой запущено приложение, написанное русским программистом. И ничего, все работает.  И юнионовский софт, написанный тем же русским инженером советской школы, мне, как человеку сидевшему когда-то на сопровождении, нравился даже больше. Особенно, лично меня, поражали юнионовские прошивки для POS-терминалов в которые было напихано просто невообразимое количество функциональных возможностей и настроек. Программить такие штуки в условиях ограниченных ресурсов железки это искусство.  Но дело совсем не в удобстве или красоте софта, и не в личных предпочтениях, а дело в том, что на рынок пришли VISA и Master Card и начали агрессивно вытеснять локальные платежные системы. Доля VISA на российском рынке с 2001 по 2003 год увеличилась с 29,34 до 40,25%. Были даже жалобы в ФАС, на то что VISA навязывает банкам объемы эмиссии, при которых они вынуждены сворачивать другие локальные карточные программы. Причем, что интересно,  параллельно международные карты распространялись полулегально самими банками в ущерб платежным системам. Делалось это так – какой-нибудь банк покупал членство в VISA, печатал пластик без своего логотипа, с какими-нибудь абстрактными волнами, а потом приходил к банку поменьше и говорил: «Хочешь для своих клиентов выпустить самую настоящую визу? Давай я на своей карте напечатаю третьей строкой  под сроком действия название твоего банка! И тебе не нужно будет членство в визе покупать и все эти аудиты проходить, и я процент получу, да свои показатели по эмиссии подниму. Ну что, договорились?». Платежные системы поначалу закрывали на это глаза, причем, как я понимаю, санкционированно, ибо пусть так, но это было распространением их продукта. А потом, когда по этой методике карты расползлись, они просто пришли и сказали: «ребята, давайте легализовать схему». 

Платежные системы, почему мы проиграли (1)

Главный плюс международных карт для клиента тоже понятен – ими можно расплачиваться заграницей и в интернете. Точка. Все, это единственный весомый плюс, надежность, защищенность и все прочее сопоставимы, поскольку базируются на межотраслевых стандартах и криптографических алгоритмах типа 3DES и RSA которые пока не сломали и которые маштабируются под современные возможности брутфорса увеличением длины ключа. Та же Сберкарта,  сделана в лучших традициях EMV, хотя, если не изменяет память, и не совместима с этим стандартом. Так вот, выигрыш международных систем у локальных произошел не просто из-за успешной конкурентной борьбы, не потому что международные карты «более защищенные» или работают на каком-то волшебном ПО, а в первую очередь из-за этого своего единственного, но очень важного плюса, который я уже назвал. И одного не менее важного минуса – минуса законодательства. В условиях, когда нет соответствующих законов, лоббирующих свою собственную платежную систему выигрывает всегда международная. Потому что этот рынок глобальный! Активные зарабатывающие люди, на которых ориентируются банки, хотят иметь возможность пользоваться картой не только у себя дома но и по всему миру, а значит на этом глобальном рынке они будут выбирать карту, которую можно использовать по всему миру. В свою очередь банку, если этого не диктует закон, нет особых причин и выгод вести одновременно две платежные системы, усложняя свою IT инфраструктуру. Если уж клиенты выбирают международную карту, то и нужно выдавать им международную карту, не тратя ресурсов на локальную систему. Так в серверной стоек для визы и мастеркарда становилось все больше, а юнионовская стойка жужжала где-то в углу. Старушка кряхтела, периодически гоняла пакеты по своей собственной сетке X.25, и не требовала особого внимания. Локальные карты продолжали использоваться как зарплатные на крупных госпредприятиях, а эквайринговая сеть визы и мастера росла, и скоро уже в любом супермаркете можно было купить товар, расплатившись международной картой.

Платежные системы, почему мы проиграли (1)

Вот такая простая схема. Конечно с этим можно поспорить, можно назвать еще с десяток причин поражения - недостаточность управления финансовыми рисками, имиджевые потери 98-го, большие ресурсы конкурента, лоббирование, прогибание банков на повышение эмиссии в ущерб другим системам, распространенность ПО и оборудования, заточенного под мпс, и так далее и тому подобное. Но с моей точки зрения нужно выделять самое главное, и этого достаточно для выбора стратегии а все остальное это уже тактика. Что же нужно было сделать такого стратегического десять лет назад, чтобы какая-нибудь наша отечественная система победила и сейчас бы была похожа на французскую Carte Bleue или китайскую China UnionPay? Очевидный ответ – убрать минус и получить плюс.

Убрать минус, это значит принять соответствующие законы. Никаких рыночных механизмов выигрыша тут нет, и не потому что «русские сделают говно». А потому, что локальная система неспособна конкурировать заграницей, а это значит в условиях свободного рынка она проиграет. Как вариант - подобно законам об ОМС или ОСАГО, обязующим каждого иметь такой продукт как страховка, можно создать аналогичный закон, об обязательной выдаче такого продукта, как банковская карта российской платежной системы. И очевидно, что по аналогии с рынком страхования, этой системой должна рулить некая банковская ассоциация, а не Сбербанк.

На счет того, как добавить плюс – то есть сделать так, чтобы наши карты принимали заграницей, чтобы простым людям не было нужды брать еще одну карту. Эо гораздо сложнее, но у China UnionPay получилось. Варианты тут тоже разные – заключать договора с другими системами, чтобы они обслуживали твои карты в своих сетях, или договариваться и выпускать кобрендинг, например тем кто хочет покупать заграницей ставить чип от локальной системы, а магнитную полосу и номер от международной. Естественно этого можно добиться только после того, как твоя система подрастет.

Какие есть перспективы, чем чиповая карта отличается от карты с магнитной полосой, и как именно мпс закрутили вентиль  я попробую разобраться в следующий раз.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем casper_nn. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судя по всему, да. "Причиной смерти экс-министра печати РФ Михаила Лесина стали травмы головы, сообщила РИА Новости директор по коммуникациям офиса судмедэксперта Вашингтона Лашон Бимон. По ее словам, Лесин также получил тупые травмы шеи, туловища, верхних и нижних конечностей", - сообщи ...
Подлые немцефилы научили нехорошему. Сначала чисто ради мести, показать что так нехорошо, потом - "вулчинг на штурмовике вулчингом не является". А потом летишь на ЛаГГе, видишь сквад DA который выстроился у взлеточки для группового фотографирования, и твой ЛаГГ как-то сам собой входит в пи ...
На недавно прошедшем аукционе WAG была продана интересная монета - 50 копеек 1943 года Рейхскомиссариата Украина. Коллекция Беккенбауэра. Железо, диаметр 22 мм, масса 4,24 г. Монета была продана за 10000 евро. Настоящая монета имеет большое историческое значение. Во время ...
Этот имбецил устроил сегодня годное bbq на М6. Я стоял никуда не двигаясь 3.5 часа наблюдая детали ходовой части фур вокруг меня. ...
https://centrasia.org/news.php?st=1715529780 УТОПИВШИЙ В МОЙКЕ АВТОБУС ТАДЖИК ПЕРЕПУТАЛ ПЕДАЛИ: ВЕРСИЯ СЛЕДСТВИЯ Сегодня состоялось заседание суда, где была избрана мера пресечения для 44-летнего Рахматшоха Курбонова, который утопил в Мойке автобус с пассажирами. Выяснилось, что ...