Питер. Морской вокзал и Галерная гавань
moscow_i_ya — 13.11.2022Совершенно неожиданно мы обнаружили на Васильевском острове кусочек старой истории Петербурга, строения и сооружения, чья история насчитывает 300 лет. А еще с удовольствием исследовали Морской вокзал - великолепный образец архитектуры модернизма - и нашли там немало интересного.
Во время недавней поездки в Питер у нас случился облом, в результате которого мы оказались на краю Васильевского острова без всяких планов. Рядом с нами был Морской вокзал - старый, не путать с закрытым (увы) Морским фасадом, который был построен на намытых территориях Васильевского острова). К нашему удивлению, он оказался открыт и мы отправились его изучать.
Я неплохо знаю Морвокзал, но будто впервые увидела, что это великолепный образец советского модернизма, удостоенный Государственной премии.
2.Цитирую описание: Морской вокзал в Санкт-Петербурге был открыт в 1982 году на западной оконечности Васильевского острова. Семиэтажное здание было задумано в форме корабля. Оно оформлено панелями в виде парусов и 78-метровым шпилем с корабликом на конце,
3.
4.А какая красота внутри...
5.
6.
7.До последнего времени вокзал принимал единственное судно - паром "Принцесса Анастасия", но по понятным причинам оно сейчас не ходят. Однако здание открыто, т.к. в нем расположены офисы фирм, которые имеют какое-то отношение к морю. А в коридорах - что-то вроде ведомственного музея, местами очень интересного. Много моделей кораблей.
8.Выпускные альбомы мореходных училищ
9.Долго ломали голову, что это за город, решили, что он вымышленный.
10.Исследовав Морвокзал, по совету охранницы мы отправились мимо территории Ленэкспо в обход залива Галерный ковш. Потом свернули налево, на улицу с многообещающим названием Шкиперской проток
11.Мы долго шли вдоль территории стройки элитного жилья, на ее краю был обнаружен красивый домик научного института радиоаппаратуры. Время постройки дома установить не удалось.
12.А дальше мы вышли к Галерной гавани. Этому неказистому пруду - 300 лет, и он играл важнейшую роль в истории Петербурга.
Здесь снова буду цитировать (источник):
История формирования ансамбля Галерной гавани началась с того, что 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом (Шкиперский канал).
Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини .
В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и количества построек. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг.
13.Единственная старая постройка на берегу гавани - водонапорная башня постройки 1894 года. Она проработала по прямому назначению ровно век - до 1995 года.
14.Узкий треугольник между Галерным ковшом и Шикперским протоком занимает бизнес-центр "Морская резиденция", открывшийся в 2021 году. Здесь размещены офисы Газпрома и других контор. А где-то рядом - база МЧС, и в протоке - ее плавсредства
15.
16.Территория вокруг бизнес-центра доступна, мы пробрались к берегу залива и увидели Морвокзал, от которого шли.
17.А на оконечностях Шкиперского протока - самые интересные и неожиданные сооружения: даже не верится, что они построены в XVIII веке. Это Западный и Восточный кроншпицы (на первом фото и на фото ниже)
По проекту Доменико Трезини около 1722 г. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы. Это были небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками.
Перед ними были установлены пушки, сначала для обороны, затем они подавали сигналы при наводнении. Когда с залива шла высокая волна, на здании поднимался флаг, просматривающийся с разных точек в городе.
В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в.
Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изогнутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в.
В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтировались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик. (источник)
18.Отличная прогулка получилась!
|
</> |