Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник
sinekvan — 22.08.2022 Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего - «Крестьянский праздник».Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон.
Жители могли поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и найти другие способы развлечься.
Картина повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама, которая была написана на 100 лет ранее (фото из интернета). Питер Брейгель Младший переиначил ее на свой лад в чисто фламандскую композицию.
Яркая декоративность, умение акцентировать интригу превращает картины Питера Младшего в сцену, где идут сразу несколько спектаклей. Каждый фрагмент пространства как вихрь, затягивает, превращаясь в отдельную историю. В целом это самые разные сюжеты, которые дают представление о картине народной жизни. Только успевай разглядывать персонажей, вовлеченных в бурное празднование. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны - добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой - грубыми и невоспитанными, - своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия и иронии.
На праздниках было принято сходить в церковь, послушать проповедника и связать себя брачными узами. Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого человека в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, для него сооружали помост , где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.
В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе. Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Если знАть предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди крестьянского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.
На праздниках было принято сходить в баню и хорошенько выпить. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.
Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам жителей были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.
Во время праздника можно было принять участие в спортивных состязаниях. У средневековых жителей были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы.
Состязания жителей напоминали учения. Они делились на две группы, им выдавали настоящее или деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста.
Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали другие развлечения.
Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.
Самой популярной игрой были игра в карты и кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.
Также была популярна игра с шарами, которыми нужно было сбить установленные уонцсы. Прародитель современного боулинга.
Свою силу, ловкость и удаль можно было проявить в лазанье на столб за призом.
Во время праздника можно было сходить на ярмарку. Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран.
Эту картину можно рассматривать очень долго, каждый раз обнаруживая все новую и новую сценку.
|
</> |