Питер. Атланты и далее
ru-travelliving — 12.12.2022В прошлый раз крутились возле Зимнего дворца (https://cand-orel.livejournal.com/1822492.html) —
Движемся по Миллионной улице:
Миллионная улица — улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Проходит от набережной Лебяжьей канавки до Дворцовой площади параллельно реке Неве.
В 1730-х годах улица одновременно носила названия Немецкая (с 1733 года), Греческая (с 1734 года) и Милионная (с 1736 года). Причём до 1874 года слово «Милионная» на картах писалось через одну букву «л». Первые два названия были связаны со слободами, через которые проходила улица, а последнее название было дано по Миллионному дому графа П. Б. Шереметева (дом № 19), поражавшего современников своей роскошью. Иногда такое имя улицы связывают с проживанием на улице самых богатых петербуржцев. Кроме того, существовали и другие названия: Дворянская и Луговая. Название Луговая связано с Большим лугом, расположенным восточнее, к которому и выходила улица.
Участок дома №38 по Миллионной улице в 1740-е годы был занят домами маклера Циммермана и генерал-поручика Александра Романовича Брюса. Второй из них являлся племянником приближённого Петра I Якова Виллимовича Брюса.
В 1883-1884 годах здесь было построено здание для офицеров штаба Гвардейского корпуса. Авторами его проекта стали архитектор Х. И. Грейфан и военный инженер Д. В. Покотилов.
Заглядываем в проулок между Малым Эрмитажем (слева) и Большим Эрмитажем (справа):
Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.
Большой (Старый) Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771—1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, явился продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.
Дом на углу Дворцовой площади и Миллионной улицы – по Дворцовой номер 4, по Миллионной – 38, получил свой окончательный облик в 80х годах XIX века. В 1883-84 годах на месте бывшего здесь сначала почтового двора, а со времен Павла I – манежа по проекту архитекторов Грейфана и Покотилова был построен жилой дом Штаба гвардейского корпуса. Архитектурный стиль постройки искусствоведы определяют как неоренессанс, что отлично сочетается с выдающимся соседом этого дома – на другой стороне Миллионной улицы, как раз напротив, располагаются корпуса Малого и Нового Эрмитажа.
С конца XIX века дом оставался на балансе военного ведомства и после 1917 года здесь продолжали жить военные, но в советское время сюда поселяли и всех нуждавшихся в жилье. В середине 30х годов XX века в этом доме поселилась семья Валерьяна Петровича Дубро. Но очень скоро этот дом стал для него последним адресом.
Здание архива Госсовета:
Здание архива Госсовета — Архив Военно-Морского Флота, в котором архив размещается с 1926 г. (Миллионная ул. 36), было построено по проекту архитектора М.Е. Месмахера в 1883-1887 гг. для архива Государственного Совета.
Архив был создан в 1724 г. при Государственной Адмиралтейств-коллегии для сбора и хранения документов коллегии, её экспедиций и контор.
В 1827 г. при преобразовании Морского министерства был создан Архив Морского министерства, который принял дела Архива Адмиралтейств-коллегии.
В августе 1917 г. переименован в Центральный архив флота и морского ведомства.
С июня 1992 г. название архива — Российский государственный Архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ).
А мы пришли к Атлантам.
Портик Нового Эрмитажа — крыльцо в виде галереи перед главным входом в Новый Эрмитаж, расположенным на главном (южном) фасаде здания, выходящем на Миллионную улицу. До середины 1920-х годов здесь был вход в музей.
Портик украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого сердобольского гранита, стоящие на постаментах из гранита-рапакиви и поддерживающих архитрав. Остальные элементы портика — пилоны, фриз и колонки балкона — выполнены из кирновского мраморизованного известняка. Во время реставрации здания 2000 года кирновский камень был закрашен под вид штукатурки, в результате чего исчезли его естественный цвет и фактура.
Атланты Эрмитажа являются одним из символов Санкт-Петербурга; именно они вдохновили Александра Городницкого на написание песни «Атланты»:
Автор проекта здания Нового Эрмитажа архитектор Лео фон Кленце в 1843 году представил на рассмотрение Комиссии по восстановлению Зимнего дворца два рисунка портика — с кариатидами и атлантами. Были «поданы на высочайшее утверждение вопросы и предложения, адресованные Кленце и согласованные с ним», где под пунктом 2 значится: «Для гранитных кариатид в подъездной портик доставлены два рисунка: один с фигурами женскими, а другой с мужскими. Не приличнее ли будет принять к руководству сей последний рисунок…».
Прототипом послужили фигуры древнегреческого храма Зевса Олимпийского в Акраганте на Сицилии (ныне Агридженто; ок. 480 г. до н. э.). В соответствии с замыслом Кленце скульптор Иоганн Гальбиг выполнил уменьшенную модель в виде мужской фигуры атланта; модель из Мюнхена была прислана в Санкт-Петербург. В 1846 году Теребенёв изготовил модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята. Член Комиссии архитектор В. П. Стасов настоял на том, чтобы поверхность скульптуры была глянцевой.
Фигуры изготавливали под руководством Теребенёва в течение двух лет. Ему помогали около 150 каменотёсов, каждый из которых занимался своей частью — руками, ногами, торсом…; лица Тербенёв заканчивал собственноручно. Фигуры были установлены к 1 сентября 1848 года.
Композиция портика столь убедительна, что не все замечают курьёза: огромные гранитные фигуры с невероятным напряжением поддерживают лёгкий балкон. Вопреки распространённому мнению Кленце планировал использовать мотив сицилийских теламонов (так называли фигуры атлантов в древности) не снаружи, а в интерьере Зала камей и Второго зала медалей Нового Эрмитажа. Там их можно увидеть и в наше время. В этих залах абрис фигур, в отличие от наружных статуй, почти в точности повторяет античный образец. Однако более оригинальными и известными стали именно атланты наружного портика.
Кленце в изданном им в 1850 году к окончанию строительства Нового Эрмитажа увраже писал: Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны выполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для Крайнего Севера ничуть их не хуже.
Скульптура Марка Антонио:
Скульптура украшающая здание Нового Эрмитажа. Марк Антонио, скорее всего — Раймонди, известный итальянский мастер эпохи Высокого Возрождения, он был основоположником репродукционной гравюры. И работал преимущественно на меди. Как и все мастера того времени он создавал удивительные эстампы, которые считались эталоном выразительности и благородства рисунка и по которым учились многие последующие поколения граверов.
Стены нового Эрмитажа украшены скульптурами, изображающими людей искусства различных эпох. Эти фигуры размещены в нишах стен и на кронштейнах.
Хотя Новый Эрмитаж был соединен переходами с предшествовавшими ему музейными строениями, здание получило отдельный подъезд со знаменитыми атлантами. Вестибюль музея украшают 16 монолитных колонн из красного, превосходно отполированного гранита. Однако он не велик по своей площади, поскольку был рассчитан на малое число посетителей, допускавшихся в 1850-е годы в «императорский музеум» более 70 лет подъезд с атлантами оставался главным входом в музей. Но позднее, огромная посещаемость Эрмитажа привела к необходимости перенести главный вход на парадный подъезд Зимнего дворца
Новый Эрмитаж или «Императорский Музеум», как он именовался ранее - одно из великолепных зданий современного Эрмитажа, роскошь отделки которого не уступает дворцовой. Проект этого здания, для размещения предметов искусства, был заказан императором Николаем I архитектору из Мюнхена Лео фон Клеце. Днем праздничного открытия публичного музея принято считать 5 февраля 1852 года.
Двигаемся дальше...
1-й Зимний мост — автодорожный каменный арочный мост через Зимнюю канавку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова. Памятник инженерного строительства второй половины XVIII века. Формы и силуэт моста сохранились в первоначальном виде. Объект культурного наследия России федерального значения.
Зимняя канавка — канал в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Неву и Мойку в районе Зимнего дворца.
Небольшой канал, соединивший Неву и Мойку, был прорыт в 1718—1719 годах. Работами руководил известный строитель-подрядчик Василий Озеров. В 1720 году подпорная стенка у Палат Петра I была облицована камнем (проект архитектора Н. Ф. Гербеля, каменщики Ярославского уезда Иван Фёдоров и Борис Тиханов). Таким образом, эта часть набережной стала одной из первых каменных набережных в городе.
В 1783—1787 годах на месте Зимнего дворца Петра I было построено классицистическое трёхэтажное здание Эрмитажного театра, автором которого стал выдающийся архитектор Джакомо Кваренги. Одновременно с ним на противоположном берегу канала было завершено строительство Большого Эрмитажа (1771—1787, архитектор Ю. М. Фельтен). Два здания были связаны переходом на уровне второго этажа, опирающимся на мощную арку, перекинутую через канавку.
В 1782—1784 годах набережные канавки были закованы в традиционный для города гранит и украшены строгими решетками, выполненными по проекту скульптора И. Ф. Дункера.
Первое название — Старый Дворцовый канал — было присвоено в 1738 году, однако фактически оно не употреблялось. В обиходе канал называли Зимнедомский (Зимнедворцовый) или просто Зимний. С 1768 года правый берег именовался Почтовой улицей, так как неподалеку, на нынешней Миллионной улице, располагался Почтовый двор, который в начале XIX века переехал в район нынешней Почтамтской улицы. Современная форма названия известна с 1801 года.
Стык домов И.А. Гагарина - Голубева и княгини Е.И. Голицыной:
Дом графа И.А. Мусина-Пушкина:
Здесь попили прохладительных напитков и неплохой кофе:
Вышли к Неве по Моршкову переулку:
Стрелка Васильевского острова — мыс на восточной оконечности Васильевского острова в Санкт-Петербурге, омываемый Большой Невой и Малой Невой; один из самых известных архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.
Стрелка Васильевского острова относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Ансамбль стрелки, сложившейся в XIX веке, занимает ключевое место в панораме Санкт-Петербурга. Здесь расположены многочисленные памятники архитектуры и музеи: здание Биржи, Кунсткамера, Зоологический музей, Здание двенадцати коллегий, Здание Академии наук, Ростральные колонны. До 1885 года на Стрелке существовал Петербургский морской порт. Построенные уже в XX веке пятипролётные Дворцовый и Биржевой мосты подчёркивают чёткую симметрию Стрелки Васильевского острова и её взаимосвязь с другими частями города.
Петропавловская крепость (официальное название — Санкт-Петербургская, в 1914—1917 годах — Петроградская крепость) — старейший памятник архитектуры Санкт-Петербурга, крепость I класса (согласно классификации крепостей Российской Империи). Расположена на Заячьем острове, в Санкт-Петербурге, историческое ядро города. Дата закладки крепости 16 (27) мая 1703 года, является датой основания Санкт-Петербурга. Никогда не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти XVIII века до начала 1920-х годов служила тюрьмой. С 1924 года является государственным музеем.
Петропавловская крепость — памятник русского зодчества, над которым трудились разные архитекторы. В современной крепости расположены многочисленные памятники архитектуры и музеи: Петропавловский собор (усыпальница российского императорского дома Романовых), Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Комендантский дом, Инженерный дом, Монетный двор, Музей истории Санкт-Петербурга, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей космонавтики и ракетной техники.
Крепость относится к исторической части Санкт-Петербурга и вместе с находящимся здесь комплексом памятников входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО; это один из центров притяжения туристов. Силуэт Петропавловской крепости стал символом города и занимает ключевое место в его панораме. С 1873 года с Нарышкина бастиона крепости ежедневно в 12 часов производится артиллерийский сигнальный выстрел (не осуществлялся с 1934 по 1953 год). Является историческим символом города. Согласно Уставу Санкт-Петербурга, историческими символами города являются ангел на шпиле Петропавловского собора, кораблик на шпиле Адмиралтейства и памятник «Медный всадник».
Троицкий мост (с 1918 по 1934 г. — мост Равенства, с 1934 по 1991 г. — Кировский мост) — автодорожный металлический разводной мост через Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова. Третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного), один из красивейших петербургских мостов. В 1990 году включён в список объектов культурного наследия России регионального значения, находится под охраной государства. С 2005 года раскрытый разводной пролёт моста — один из символов праздника выпускников «Алые Паруса».
Первый наплавной мост построен в 1803 году. В 1897—1903 годах по проекту французской фирмы «Батиньоль» и при участии русских инженеров сооружён постоянный металлический мост. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м). В 1965—1967 годах был перестроен разводной пролёт, в 2001—2003 годах проведена реконструкция моста.
По набережной в направлении Летнего Сада...
Ново-Михайловский дворец — памятник архитектуры федерального значения, великокняжеский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга по адресу Дворцовая набережная, 18 и Миллионная улица, 19 (Шталмейстерский корпус). Архитектор — Андрей Иванович Штакеншнейдер, дворец считается третьей крупной великокняжеской резиденцией, возведённой по проекту зодчего. Построен в 1857—1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича — сына императора Николая I.
Сооружение дворца связано с женитьбой князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Так как в городе уже имелся один Михайловский дворец, жилище для Михаила было решено назвать Ново-Михайловским. В настоящее время во дворце работает ряд учреждений РАН.
Выполнен в стиле, определяемом как ранняя эклектика, что выражается в многочисленных стилистических отсылках к разным эпохам. Несмотря на то, что дворец не обладает активным градостроительным значением, являясь лишь одним зданием из ряда петербургских дворцов и особняков, здание заметно выделяется в городской застройке округи пышной, нарядной отделкой фасадов и крупными габаритами.
Далее — Английский клуб:
Английский клуб (Английское собрание) — первый в России джентльменский клуб, центр дворянской общественной и политической жизни. В XVIII—XIX вв. славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.
Константин Васильевич Скоробогатов (1887—1969) — российский советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1953). Лауреат пяти Сталинских премий второй степени (1941, 1948, 1949, 1951 — дважды).
Особняк А. П. Гагарина - Доходный дом Н. П. Жеребцовой:
В 1798 г. дом выкуплен Павлом I для сенатора П. В. Лопухина - отца А. Лопухиной, впоследствии вышедшей замуж за князя П. Г. Гагарина. В 1860-1863 гг. арх. Л. Ф. Фонтана реконструировал и расширил здания, построив доходный дом для Н. И. Жеребцовой (урожденной княжны Гагариной). Сам зодчий жил в этом доме.
Дворец Кантемира:
Дворец Кантемира (1721-1727; 1879) — Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 8 / Миллионная ул., 7. Архитекторы: Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli; 1700—1771), Карл Карлович Рахау (1830—1880).
На углу Дворцовой набережной и Мраморного переулка стоит дворец Кантемира. Молдавский вельможа, «волошский господарь» Дмитрий Кантемир купил здесь участок. Дворец ему строил Бартоломео Растрелли. А в семидесятых годах позапрошлого века бывший дворец Кантемира купил купец Громов. Богатейший промышленник, лесоторговец, он нанял для оформления интерьеров модного тогда архитектора — Карла Карловича Рахау.
Мраморный дворец:
Мраморный дворец — историческое здание в центре Санкт-Петербурга. Памятник архитектуры русского классицизма. С 1992 года — филиал Государственного Русского музея.
Мраморный дворец — шедевр архитектуры раннего екатерининского классицизма. Построен в 1768—1785 годах по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. До конца XIX в. автором дворца считался Дж. Кваренги. Впервые имя истинного автора проекта с обнаружением авторских чертежей парадной лестницы было названо только в 1885 году протодьяконом церкви Мраморного дворца В. Орловым.
Это первое здание в Санкт-Петербурге, фасады которого, в отличие от большинства зданий города, облицованы естественным камнем — гранитом и мрамором. Отсюда изначальное название: «Мраморный дом». Кроме того, Мраморный дворец — самое итальянское здание города, в нём ощущается и дух флорентийских ренессансных палаццо, и воспоминание о дворце в Казерте, где Ринальди работал под началом Л. Ванвителли до приезда в Россию.
Пришли к Троицкому мосту.
Находившийся с 1803 года плашкоутный мост в 1804 году получил название Петербургский мост. Перестроенный в 1824—1827 годах мост предполагалось назвать Суворовским по расположенной напротив моста Суворовской площади с памятником А. В. Суворову. Однако в 1827 году мост назвали Троицким по находившейся рядом Троицкой площади и Троицкому собору (разрушенному в 1932 году). В 1891 году Дума предложила назвать строящийся постоянный мост Александро-Мариинским по случаю 25-летия со дня бракосочетания Александра III и Марии Фёдоровны, однако император повелел сохранить за мостом наименование Троицкого. В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства. После гибели С. М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего решением президиума Санкт-Петербургского Совета народных депутатов от 04.10.1991 № 314 «О восстановлении исторических названий городских объектов» мост снова стал называться Троицким.
Памятник Суворову:
Памятник А. В. Суворову был установлен по повелению императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию, за что и получил титул «князь Италийский». Памятник был заказан, спроектирован и утверждён ещё при жизни Суворова.
На круглом гранитном пьедестале памятника размещена надпись: «Князь Италійской, графъ Суворовъ-Рымникской. 1801 г.».
Авторство памятника принадлежит скульптору М. И. Козловскому, который работал над монументом с 1799 по 1801 год. Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы. Памятник не имеет портретного сходства с фельдмаршалом. Скульптор создал аллегорическую фигуру в образе бога войн