Письмо пятидесяти пяти

В последнее время, на фоне процессов по делам Галилея и Джордано
Бруно, общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации
судебной системы. Широкая дискуссия об обеспечении независимости
судов Святой инквизиции превратилась усилиями некоторых
общественных активистов в манипулирование общественным мнением и
беспрецедентное давление на правосудие.
Необходимость глубокого реформирования системы правосудия очевидна,
это признаётся и Папой Римским, и гражданами, и самими
представителями инквизиторского сообщества. Однако делать это под
давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся в
конфликте с волей Папы или допускающих возможность её выборочного
применения, бессмысленно и опасно.
Дискуссия по наиболее резонансным судебным делам последнего времени
не является сравнительным анализом доказательной базы: большинство
её участников не знакомы с материалами допросов, не принимали
участия в пытках и, по сути, обмениваются взаимными упреками и
обидами на почве личных политических пристрастий.
Понятно стремление родственников и ближнего окружения обвиняемых
использовать все возможности и ресурсы для выстраивания системы
защиты. И здесь всё идет в ход: эмоции, недовольные взгляды, ропот
возле костров. Однако допустимость подобных методов воздействия на
правосудие не только девальвирует идею справедливости
судопроизводства, но и даёт возможность оправдывать угрозы и
издевательства над судебной системой политической борьбой…
В эту же схему укладывается и постоянное обсуждение темы
помилования осуждённых по резонансным делам. При этом именно
помилование становится способом давления на Папу и попыткой
сталкивания его с инквизицией.
Требование помилования является в этих случаях абсолютно
популистским и направлено скорее на создание общественного
эмоционального фона, чем на осуществление правовых процедур. Надо
напомнить, что отменить решение суда инквизиции вправе лишь Господь
Бог, а помилование – это не отмена решения суда, а полное или
частичное освобождение осуждённого от наказания. И эти действия
также регулируются законом: просить Папу о помиловании может только
сам осуждённый и только с момента, когда дрова в костре уже
воспламенились.
В феодальном обществе законы гарантируют гражданину истязательность
процесса судопроизводства и информационную открытость аутодафе.
Однако в нём недопустимо подменять законные формы гражданского
контроля за судебной системой тиражированием политических
инсинуаций.
|
</> |