Письмо из Колывани

В общем, Сибирь...не производит того впечатления, какое привык связывать с понятием о Сибири. Всех этих черных и белых медведей, непроходимых дебрей, разных народностей в их национальных костюмах и пр. - ничего нет. Те же самарские места или Уфа - Златоустовские...Хлебопашество и земли сильные, без удобрения. Много полей. Возят хорошо, верст по 16 в час. Почтовые станции, вид городов, характер всей Сибири - Россия времен Николая Павловича.
...
Сибирь можно назвать царством казны. Казенный человек - всё...Печать казны на всем. Это наружная, так сказать, Сибирь. Под этой первой оболочкой присматриваешься и видишь, что копошится замкнуто, самобытно вторая Сибирь - коренная - коренные жители купцы и крестьяне. Эти коренные очень гордятся собой, с пренебрежением относятся ко всему русскому, интеллигенция их называет - пришлый элемент - навозным, а простой народ говорит "дура Рассея".
...Но гордиться коренникам в сущности не из чего. Невежество сплошное, кулачество в страшном ходу, и сила их в невозможной эксплоатации разных народностей. Остяк, бурят и все остальные споены, развращены своими эксплоататорами до последнего. Приисковое дело стоит на невозможной эксплоатации рабочего, пушной промысел на спаивании, и все в таком роде.
...Мужик с гордостью заявляет, что у них "земля неделеная", то есть ее столько, что паши кто где хочет.
...
За этой коренной Сибирью идет вольная бродячая Сибирь: переселенцы, поселенцы и беглые - бродяжки, как их здесь называют. Последние уже переход между человеческим населением Сибири и обитателями тайги...По дороге масса подвод - это неосевшая Сибирь, переселенцы - на законном основании. Бродяжки редко показываются на трактах, но встречал их в тайге, по проселочным дорожкам.
Н.Г. Гарин-Михайловский, 1891 год.
|
</> |