«Письма о любви» (Four Letters of Love), 2024, Великобритания, Ирландия.

Это история двух семей, проживающих в разных частях Ирландии. Одна, Броснана (буду называть персонажей именами актёров), живёт в городе. Вторая, Бирна, проживает на побережье Атлантического океана. У Броснана есть сын, а у Бирна дочь. Фильм рассказывает, как они найдут друг друга. Об этом будет заявлено на первых же минутах, поэтому я не раскрываю тайны следствия.

Озвучиваются две идеи. Первая — от персонажа Броснана, который чуть ли не до пенсионного возраста тянул лямку госслужащего, пока не увидел луч света на своём рабочем столе и не воспринял его как знак свыше. Чиновник прозрел и понял, что он, на самом деле, живописец и что его призвание не «работа с документами», а кисть и холст. Он начинает жизнь бродячего художника бомжеватого вида. Всё должно иметь смысл, заявляет он. Хорошо, конечно, что человек нашёл себя, но как быть с женой, которую ветер таких радикальных перемен довёл до могилы? Зреют у меня смутные сомнения, что не всегда подобного рода самореализации уместны.

Есть и другая сторона медали. Сам того не предполагая, наш новорожденный художник помог сыну найти свою любовь. И, попутно, своим примером вдохнул силу в вялого до той поры отпрыска, который тоже решил, что главное — отыскать в жизни свой персональный смысл. Это хорошо, только, опять же, куда в этой схеме жену Броснана деть?
Вторая, декларируемая в фильме идея, касается предопределения судеб человеческих. Зрителю показана работа механизма предопределения и что всё на земле, даже события, кажущиеся случайными, имеют тот самый смысл, о котором говорил отец. А чуть ли не единственная удавшаяся Броснану картина и запустила этот механизм.
Хотя на первом месте в списке приглашённых актёров мы видим известные фамилии, главные роли играют молодые люди. Может быть поэтому фильм, потенциально богатый на возможности для бурного проявления чувств, производит слабое эмоциональное воздействие. Девочка милая, по-ирландски симпатичная, но холодная, а мальчик вообще никакой. Не исключаю того, что это было задумкой режиссёра — показать, как тускло они проживали не свои жизни, а вот после того, как встретились, обрели себя и друг друга, любовь их осветила и согрела. Жаль только, что в этом момент кино закончилось.
Надо и к старшим товарищам проявить уважение, сказать о них хотя бы пару слов. Тут вот какое дело - мне не понравились те образы, которые им пришлось воплощать на экране в рамках общего режиссёрского замысла (думаю, совместного со сценаристом, потому что не режиссёр же слова для их ролей выдумывал). Начну с Броснана. Скрипя сердцем, принимаю внезапное преображение человека предпенсионного возраста, принимаю как вписывающееся в не совсем реалистичный фильм. Только вот образ, в который он перевоплотился, выглядит неряшливо во всех отношениях. Жена, опять же… (Что же такое, никак не могу забыть я о ней). Бирн в роли сельского учителя, на досуге пописывающего стихи, скромен и тих. Оставлю поэта и перейду к его жене (Хелена Бонем Картер)— даме говорливой и деятельной. Выпала ей роль декламировать какие-то заумные вещи, и этим она напоминала мне «Женщину с поленом» из первого сезона Твин Пикса. Так что, взрослые тоже не придали фильму силы.
Действие начинается в 1971 году. Если бы фильм вышел в семидесятые годы, то произвёл бы на зрителя сильное впечатление. Но сейчас такая созерцательная и медиативная мелодрама плохо попадает в ритм времени. Да и невнятные потуги на глубокомысленность выглядят, большей частью, нелепо. Тем не менее, кино красивое. Природа Ирландии предоставила прекрасные декорации для нашей пьесы. Я бы вообще показывал этот фильм на канале «National Geographic». На этой оптимистичной ноте поставлю точку.
===================