Пищугова пустынь.Часть 1
proofreader_z — 26.04.20235 июля 2022, https://yandex.ru/maps/-/CCUzuSvoPC
Нынче здесь "деревня Писчугово" (11 жителей по переписи 2010-го). Однако, в старину сие писали через "щ". У Амвросия Орнатского в пятом томе (1813) его знаменитого труда читаем:
Известный инет-справочник твёрдо заявляет:
Адрес на 1917 г. | Владимирская губ., Шуйский у., с. Пищугово |
и в "Списке 1905 года":
О возникновении обители имеется лишь устное предание, наиболее раннее (1851) изложение коего попадалось мне у В.А.Борисова:
В.В.Зверинский (1892) указывает, что
Надпись на той иконе публиковалась во Владимирском сборнике (1857), изданном К.Н.Тихонравовым:
Спустя ровно два десятка лет появились известные "Списки иерархов и настоятелей" (1877) по которым в обители значатся:
Наличие там и сям "1 сентября" позволяет предполагать, что П.М.Строев определял годы Изосимы по той же иконе, но случилась очепятка.
Дальнейшая строительная история обители в Ивановском своде описана так:
Сие практически совпадает с данными Березина и Добронравова (1898). Они лишь сомневаются в датировке двухэтажной церкви:
Вот и я сомневаюсь в датировке двухэтажной (и особенно - её колокольни), ибо Березин с Добронравовым просто зафиксировали, что имелось на конец XIX века, а вышеупомянутому Борисову, писавшему за полвека до них, были известны целых четыре каменные церкви в Пищугове:
По его описанию как-то не похоже, что престолы Владимирской и Предотечи были в одном двухэтажном храме. И в "Списках 1863 года" в Пищугове указаны "Церквей православных 3":
(причём, двухпрестольная в соседних Новосёлках обозначена единицею, т.е. авторы считали именно отдельные храмы).
Н.В.Малицкий, ссылаясь на архивы Суздальской духовной консистории 1760-х годов, насчитывает в то время те же четыре каменных храма и проясняет дело с колокольней:
Следует заметить и то, что в конце века речь идёт о церкви Рождества Предтечи, а в середине того же века о церкви Усекновения Его главы. А это разные праздники.
Выходит, что в 1760-х ещё не было "каменной двухэтажной с колокольней" (как по Своду). Не было её и когда писал Борисов (1851), а были две каменных (Владимирская и Усекновения главы Предтечи) и общая деревянная колокольня. Потом - два варианта. Либо одну ликвидировали, а другую как-то переделали в двухэтажную, пристроив колокольню. Либо ликвидировали обе и заново возвели двухэтажную с колокольней.
Добавим, что текст Малицкого несколько уточняет датировку Владимирской:
Помимо церквей Борисов ещё упоминает:
А Малицкий:
Пустынь не изобиловала насельниками:
Зато была богата на скандалы, из-за которых лишились должности многие её настоятели:
Его в порядке взыскания перевели в обитель Спаса на Куксе (уже упоминавшуюся: https://proofreader-z.livejournal.com/312070.html?view=comments#comments)
а потом
Ну и хватит пока. Продолжение следует.
|
</> |