Пищеблок. А что бы ты сделал на месте Сталина?!

"Рассказывала одна знакомая. Ходила она в группу взаимной психологической поддержки (или куда-то, где люди друг друга утешают, рассказывая о своих бедах). Туда же ходил некий африканский студент из ЦАР, где правил Бокасса. Его спросили, как у него на родине с каннибализмом дела обстоят. Он страшно возмутился и ответствовал, что это только деревенщина некультурная балуется такими делами. А он городской!"
Богемик:
Кстати, я слышал, в ЦАР развернулась кампания по реабилитации Бокассы. В духе "товарищ Сталин никого не ел, а если ел, то правильно делал, это были плохие люди"
Мне это вспомнилось в связи с сегодняшним комментарием:
Никто из заядлых антисталинцев не ответил мне на простой вопрос, "А что бы ты сделал на месте Сталина?"
Эти слова срезонировали у меня с "Пищеблоком".
Посмотрев сериал "Пищеблок", я попробовал почитать роман. И... должен признаться, что я потрясён.
Сериал меня, что называется, "зацепил". А вот книга — потрясла.
Её действие происходит в 1980 году, в пионерском лагере. Атмосфера того времени вообще и пионерлагеря в частности воссоздана — и настолько живо, что на меня нахлынули воспоминания. Но это больше, чем просто "документ", воспроизводящий дух времени. Это осмысление, переосмысление опыта целой эпохи.
В отличие от книги, фильм не отличается реализмом. Это в общем просто пионерский "ужастик". Юморной, любопытный, но без особых претензий. От содержания книги там осталось процентов 10-20%%. Но даже этого немногого хватило, чтобы меня "зацепить".
Совсем недавно появился сериал "Вампиры средней полосы", очень неплохой, тоже про вампиров. Но там вампиры древние, история их возводится к каким-то ещё дохристианским древностям. Они уютные, симпатичные, позитивные. Когда я смотрел его, мне всё думалось: а ведь вот намного интереснее было бы начало вампиризма на Руси отнести ко временам Революции и Гражданской войны, связать их с чекистами...
...ну, так вот в "Пищеблоке" именно это и сделано. Советская история причудливо преломляется, отражаясь в теме вампиризма. Товарищ Сталин как главный упырь государства? Ну, нет. Так далеко Алексей Иванов не заходит. Но мысль его движется именно в этом направлении, и движется упруго, динамично, глубоко, убедительно.
> А если двинуть мысль в противоположную сторону? Не в сторону Сталина, а в сторону Горбачева, Ельцина?.. Что произошло во "вселенной Пищеблока" после 1980 года?
Так ведь история как раз об этом. Как убили старого вампира-чекиста, и его место занял молоденький вампир-пионер.
В перспективе "комсомолец" — помните Перестройку?
> На самом деле, мысль о том, что все это не вампиры, а люди, пугает больше.
Ну, ведь в этом, по большому счёту, и заключается смысл сказки — в том, чтобы подать ужасную правду в адаптированной для восприятия, облегчённой форме. Намёком.
Конечно, чекисты страшнее вампиров. Потому что для вампира естественно быть кровососом, а для человека -- противоестественно.
|
</> |