philtrius: О реформированiи филологiиИнтеллектуаль

Интеллектуальная провокацiя — зд?сь.
1. Надо вынести за скобки дв? вещи. Первая — деньги (я напишу ниже, почему филологiя нуждается въ поддержк? извн?), вторая — люди. Любые институты можно заполнить людьми негодными — и результатъ будетъ такой же. Механизмовъ подбора годныхъ людей — достаточно надежныхъ — я не знаю. Ситуацiя усугубляется т?мъ, что представленiя о научной филологiи у ученыхъ филологовъ разныя, такъ что то, что одному кажется наукой, другому — баловствомъ.
2. Я могу судить только о русской филологiи и классической. Нуждаются ли они въ реформированiи? Классическая — не знаю, русская — безусловно, да. Задача, которую она съ себя снять не можетъ, — подготовка доброкачественнаго изданiя корпуса русскихъ классиковъ. А съ этой задачей она не справляется (меня въ ужасъ повергаетъ одна мысль о томъ, что у насъ н?тъ нормальнаго Карамзина — и кому прикажете его готовить?).
3. Говорить о реформ? филологiи — значитъ говорить о реформ? филологическаго образованiя и научныхъ институтовъ. Первое должно быть разсмотрено на двухъ уровняхъ — среднемъ и высшемъ.
4. О школ? я когда-то писалъ зд?сь. Но даже на такой скромный результатъ — массовое представленiе о качеств? изданiй — разсчитывать не сл?дуетъ. Потому, бросивъ на съ?денiе врагу массовую школу, занимаемся созданiемъ н?сколькихъ гимназiй съ хорошей языковой подготовкой: латынь, англiйскiй, французскiй или н?мецкiй. Дв?-три въ Москв? и Петербург?, по одной — въ крупныхъ губернскихъ городахъ. Все это подъ наблюденiемъ университетовъ (только Императорскихъ), потому на гуманитарные факультеты оныхъ — прiемъ по результатамъ школьныхъ экзаменовъ.
Продолженiе сл?дуетъ.