Петров-Водкин в KGallery
masy_vibes — 05.04.2025
Выставка проходила с 19 ноября 2024 года по 16 марта 2025 года и
была приурочена к 145-летию со дня рождения художника. Были
представлены живопись и графика, а также фарфор, книги и
документы из частных собраний Петербурга и Москвы. Мы 
Аудиогид не был предусмотрен, экскурсии проводились пару раз в неделю, мы не застали, поэтому ориентировались на информацию, имеющуюся на самой экспозиции.
Яркий пример портрета советской гражданки — «Работница. Девушка в красном платке» (1925). При этом изображенная напоминает скорее Мадонну.

Из описания на сайте К Галлери:
Архитектурная концепция выставки реализована совместно с архитектурным бюро АРХАТАКА. Визуальные решения, использованные в экспозиции, в особенности выбор цветов, стали отсылкой к излюбленным художником в натюрмортах цветам — зеленому и розовому. Один из залов включает в себя как ранние работы и портреты самого мастера, так и работы его учителей (Валентина Серова и Михаила Врубеля).

Та самая картина-портрет дочери художника, на котором была обнаружена рыба о_О
Рассказывала тут https://masy-vibes.livejournal.com/1073574.html

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии Российской империи, в семье сапожника. Отец будущего художника, Сергей Фёдорович (1848—1916), свою двойную фамилию унаследовал от деда Петра, чьё прозвище «Водкин», закрепилось за потомками.
Мать Кузьмы Сергеевича, Анна Пантелеевна (1857/1859—1941), из бывших крепостных крестьян, работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Через неё он встретился с народной поэзией и народным творчеством. Полуграмотная женщина была «духовно настолько богатой, что сын в течение всей жизни… находил в ней главного советчика, друга исповедника» — переписка с ней фактически заменила ему дневник.

Ранняя весна. Крестовский остров. 1906 г.
В 1893 году 14-летний Кузьма окончил хвалынскую начальную школу и, проработав лето в судоремонтных мастерских, отправился осенью в Самару поступать в железнодорожное училище, но провалился. В итоге оказался в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова, их тоже не окончил (Буров скончался).
Затем Кузьме помог случай и меценаты, поэтому с сентября 1895 года он учился в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица, а летом 1897 года, получив согласие Мельцера и Казариной, он переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у В. А. Серова, Н. А. Касаткина, К. Н. Горского.
Мне почему-то больше всего запала в сердечко эта странная картина как будто "без лица"...


Пишут, что это влияние передвижников "с землистыми цветами, фактурными мазками, смутно жанровым началом. Текучие, объёмные мазки вы найдёте в «Девушке в белом платке» (1900)".

В первом же зале представлены многочисленные эскизы натурщиц, которых художник рисовал во время обучения в частной академии Коларосси в Париже (с мая 1906 года). В тексте рядом говорилось о том, что не было ни одной мышцы или позы, которую бы учащиеся не изобразили.


В сидящей натурщице мне видится Эдгар Дега... например, Женщина, расчесывающая волосы...
Пишут, что в изображённой угадывается жена художника Мара - Мария Жозефина Йованович (полусербкой-полубельгийкой по происхождению), с которой он познакомился в Париже в 1906 году. Первые годы они состояли в гражданском браке, венчались 28 августа 1910 года в Хвалынске.

Сидящая натурщица. 1900-е
Вернувшись из зарубежных поездок, Петров-Водкин пишет тех самых "Старух" с котиком

Цветы. 1914
Из обзора на портале Культура:
Хронология экспозиции нелинейна, зато представлен Петров-Водкин абсолютно выпукло: есть и образцы его творчества периода обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и работы пред- и послереволюционных лет, а также позднего периода — вплоть до последней картины художника, портрета ученого Леонида Канторовича.
В следующем совсем небольшом зале - несколько работ "восточного периода"
В апреле-июне 1907 года художник совершает путешествие по Северной Африке — в Алжир и Тунис, создав большой цикл работ на совершенно новом для себя зрительном материале: «...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски» .

Дюны. Сахара. 1907.
Нежные тёплые тона картины напомнили мне работы Каспара Давида Фридриха
https://masy-vibes.livejournal.com/1111424.html

кажется, вид на Константинополь (не записала и не смогла наИИти)

Самое крупное полотно в этом зале - «Айша» показывает, как в творчестве Петрова-Водкина появляется особенная деликатная декоративность и интерес к орнаменту. В остальном живопись представляют небольшие пейзажи (с)
«Айша» (1907–1908) — квинтэссенция впечатлений художника от поездки в Северную Африку. Этнографическая сцена из будней гарема насыщена цветами и орнаментами.
Сейчас у «Айши» немного потемнел лак, но видно всё, за что картину критиковали — орнаментальная плоскостность, «этнографичность», не типичная для художника декоративность, хотя сам Петров-Водкин эту вещь ценил.

Ташкент. В чайхане. 1921.

На лестнице на второй этаж также представлено несколько витрин с экспонатами - книгами Петрова-Водкина.
Петров-Водкин не только художник, но и автор пьес, романов, рассказов, а также фантастического сочинения для детей «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, на земле и под землей». Эта сторона его мастерства тоже представлена на выставке — помимо собственно издания повести «Аойя» и эскизов иллюстраций к ней, в экспозиции можно увидеть путевые наброски художника «Самаркандия», оформленные им самим, а также его работы над «Христофором Колумбом» Елены Бахановской, «Присказками» Софьи Федорченко и «Загадками» Самуила Маршака. Стоит заодно сказать, что на злословившего его Алексея Максимовича Горького художник зла не держал и с большой любовью написал иллюстрации, в частности, к его «Страстям-мордастям» и «Сказкам об Италии»: мастер чрезвычайно ценил эти свои вещи.
Над лестницей размещены несколько эскизов к картинам про "материнство"

Блюдо «Свадебное». 1923 год
кажется, его мы видели на выставке авангардистов в Эрмитаже пару лет назад

не стала фотографировать знаменитую "Ретроспективу" с прикрепленной рядом лупой ибо всё равно без неё ничего не разглядеть,
зато без

Оригинал знаменитого портрета поэтессы Анны Ахматовой находится в Русском музее, а здесь его "карандашная копия"

Портрет идет наперекор стереотипу, уже выработанному относительно внешности Ахматовой. Художник игнорирует ее выразительный профиль, который неизменно подчеркивали художники и фотографы. Если Альтман создал своего рода икону стиля то Петров-Водкин лишает образ каких-либо примет моды. Тем не менее портрет обладает историзмом, присущим лучшим работам художника. Тревожное и строгое лицо, исподволь подсвеченное полуулыбкой строго сомкнутых губ, словно противостоит безжалостному ветру времени.

Далее в коридоре второго этажа размещены снова несколько работ из путешествий

Внутренний вид цервки в Понт-Круа. Бретань. 1906.
И наконец, самый грандиозный, я бы сказала: впечатляющий зал с религиозной живописью.



Пожалуй, меньше всего я ожидала встретить на выставке "красного" художника Петрова-Водкина иконы XV-XVI веков из Италии.
Впрочем, я совсем не знаток его творчества.



На художника оказали воздействие две стороны религиозной живописи: русская иконопись и западноевропейское ренессансное искусство. Кураторы прекрасно раскрывают это на выставке. Главное полотно Петрова-Водкина здесь — это, конечно, «Изгнание из Рая» (1911) — самая масштабная картина этой выставки. Крупные фигуры Адама и Евы на переднем плане резко контрастируют с низкой линией горизонта. А своеобразным аккомпанементом к нему служат те самые источники вдохновения.

Богоматерь с младенцем на фоне осажденного города. 1920.

Акварельная «Богоматерь с младенцем» (1921), написанная, когда художник узнал, что станет отцом.


Голова ангела. Эскиз для фрески Кронштадтского собора. 1912 г.

Эскиз для фрески Николя Чудотворца в Бари (Италия) 1914 г.
Бумага, черный карандаш

Голова Христа, 1921
В 1910–1911 годах Петров-Водкин увидел расчищенные иконы, вновь заигравшие яркими красками. Зимой 1912 года вместе с художником Александром Савиновым он едет в Ферапонтово, чтобы увидеть фрески Дионисия. Неоднократно художник посещал Новгород, Псков и их окрестности. Нельзя забывать и о том, что с самого начала своего творческого пути он исполнял заказы для церквей. <...> Без сомнения можно утверждать, что работа Петрова-Водкина в монументальной живописи повлияла на его станковые произведения. Вместе с тем с успехом осуществлялась и обратная связь, результатом которой были неожиданные «прочтения», несколько отличные от строгих канонов пластические ходы в воплощении библейских и евангельских сюжетов. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 10, сайт Русского музея
Валентина Бородина подчёркивает, что Петров-Водкин пишет Христа без нимба, без бороды и без тернового венца — благодаря чему в советское время работа называлась просто «Композиция».

Тарелка "Жар-Птица" ("Ангел"). 1924

Феропонтов монастырь. 1916.
Храм-звонница Ферапонтова монастыря. 1916.

На выставке также были представлены работы учеников художника, но о них в другой раз.
|
|
</> |
Цель МСКТ брахиоцефальных артерий
Только Бухольц, и никак иначе
Песчаные дюны Якутии
Кто зарабатывает на "коммуналке" в Омске?
55 лет альбому The Shadows "Shades of Rock"
"Свечка" или об инфернальной любви народа к Грозному и Сталину
На почве личной неприязни
Нож пейзанина. SVORD NZ

