рейтинг блогов

"Петр" в театре Модерн, или "Чтобы спасти Россию, я должен убить сына"

топ 100 блогов catherine_catty29.03.2022 Знаете, что я сделала, вернувшись из театра в субботу? Пошла к книжному шкафу искать том Мережковского. Потому что смотрела я "Петра" в театре Модерн. А Юрий Грымов поставил его по третьей части трилогии "Христос и антихрист". И, кстати, планирует перенести на сцену весь цикл, только назвав его "Антихрист и Христос".

аф.jpg

Почему? Наверное, потому, что Юрий Вячеславович вскрывает в первую очередь темную сторону человека. Фигура царя-реформатора грандиозна, с этим никто не спорит. Что было бы с Россией без него? Ну, что-то бы было, но никто не знает что именно и в какой степени. В принципе, в XVII веке мы уже стали поглядывать на запад, но именно Петр дал стране такой пинок, что она до практически вчерашнего дня летела в этом направлении. И только в XXI веке мы начали задумываться над вопросом: а на кой нам этот запад вообще нужен?

Петр (Ю. Анпилогов).
петр.jpg

Но на рубеже XVII-XVIII века такой вопрос не стоял, России надо было догонять Европу. И вот - Петр. Человек, учившийся всю жизнь и заставлявший других, не щадивший себя и не жалевших ни близких, ни чужих людей. Царь, поставивший себе благую цель, но добивавшийся ее совершенно варварскими методами. Этот Петр в исполнении Юрия Анпилогова - явно трагическая фигура. Да, триумфатор, да, фанфары и прославление. Но какой ценой? Потерян сын, народ не понимает царя, считая его антихристом, по ночам самодержца мучают жуткие кошмары... Он может все (или почти все), он САМОДЕРЖЕЦ. Но именно этот образ лучше всего показывает и почему Россия - самая большая страна в мире, и почему нередко ее монархи заканчивали жизнь табакеркой в висок или шарфом на шее.

Петр и Катерина (А. Морозюк).
петр гр.jpg

Царевич Алексей, антагонист Петра, представитель молодого поколения со старым менталитетом. Казалось бы, в его годы нужно стремиться вперед, ибо "кто в юности не был либералом новатором, у того нет сердца". Да, я немного перефразировала слова, которые приписывают Черчиллю. Но из современного у него только заграничный кафтан. Все остальное - оттуда, из замшелой Руси, Руси странников и богомольцев. В спектакле конфликт отца и сына перерастает в противостояние новаторства и традиционности. И вот тогда перед Петром встает страшная дилемма: "чтобы спасти Россию, я должен убить сына". И триумф Петра-царя становится поражением Петра-отца.

Петр с сыном Алексеем (В. Свиридов).
с сыном.jpg

Спектакль красив, талантлив и страшен. Грязь, кровь, кошмары, казни. И в тоже время, он возрождает зрителя, побуждая его думать. С точки зрения актерских работ тут главная, конечно, Юрия Анпилогова. Это его бенефис, на нем держится весь спектакль, он - главное действующее лицо. Но и Катерина (Е. Морозюк) и царевич Алексей (В. Свиридов), и Ефросинья (М. Канивец), и Шереметев (К. Конушкин), и Нектарий (А. Багдасаров) очень хороши. Обычные люди? Но вокруг Петра и были вот такие обычные люди: сподвижники или враги. И именно по их реакции на поступки и слова Петра зритель может оценить личность царя. Так что тут игра командная, короля играет свита.

россия.jpg

Театр Модерн - театр новаторский и это видно не только по режиссуре спектаклей, но и по костюмам героев. С одной стороны, И. Белоусова явно использовала традиционный силуэт мундиров и платьев 300-летней, тут мы видим очень хорошую стилизацию. Но при этом костюмы эти порой гротескны, фантастичны, а часть из них еще и напечатаны на 3-D принтере (Петр бы это явно одобрил, он любил использовать достижения технического прогресса). Декораций как таковых нет, а вот мебель стилизована под старинную, а разные скатерти на одном и том же столе мгновенно показывают зрителям, что они вместе с героями уже перенеслись в другое место.

свет.jpg

Очень красиво поставлен свет. Художник по свету А. Исаев то ярким лучом указывает на героев, то световым столбом подчеркивает их значимость, то погружает сцену во тьму, иллюстрируя этим тяжесть на душе у персонажей.

Юрий Грымов.
грымов.jpg

Режиссура... Юрий Грымов - гений, я это повторяю не один год. Его спектакли (и фильмы) могут быть неоднозначными, спорными и пр. Но они всегда талантливы. "Петр" исключением не стал, это очень яркая и самобытная работа. С нетерпением жду, когда будут поставлены другие части трилогии.

Режиссер-постановщик: Юрий Грымов
Инсценировка: Александр Шишов, Юрий Грымов
Художник-сценограф: Юрий Грымов
Художник по костюмам: Ирэна Белоусова
Художник по свету: Антон Исаев
Звукорежиссер: Андрей Лоскутов
Музыкальное оформление: Юрий Грымов
Художник по гриму: Наталья Тимофеева

За приглашение огромное спасибо https://vk.com/i.arenkova и https://vk.com/moskvalublu (https://moskva-lublu.livejournal.com/).

Фотографии с сайтов театра: https://www.modern-theatre.ru/repertuar/petr-i.html и https://vk.com/teatr.modern.

Сайты театра:
http://www.modern-theatre.ru
https://vk.com/teatr.modern
https://www.youtube.com/channel/UCLGJqlN_9GumwgfGy7YZZpg
https://vk.com/grymov

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Развитые страны Европы создали наднациональные структуры: ЕС - для совместного потребления ресурсов и НАТО - для обеспечения этого потребления (для защиты от СССР и для принуждения колоний к повиновению). По сути, прежние конкуренты объединились в ситуационный союз для совместного ...
Кучно пошли. На сей раз оптом. Хабиби-госдуровец Федоров упорно продолжает гнуть многонационалочку: Помимо «коробок из-под ксерокса» (или в чем там им теперь заносят), его, возможно, укусил сам «глава фракции» псевдопартии «Едим Россию» многонационал Алик Абдуалиевич Асанбаев ...
Принято хвалить старые машины за надежность и неприхотливость, а новые — за слишком агрессивное вмешательство маркетинга в конструирование. Невозможность самостоятельного ремонта, "одноразовые" блоки цилиндров, турбокомпрессоры в развале блоков по соседству с силуминовыми деталями, несм ...
Как известно, сейчас в Европе бушует самый мощный энергокризис за всю историю. Он возник не потому, что в мире мало энергии, а из-за амбиций политиков, которые свои проблемы решают за счет экономики. Казалось бы, есть Беларусь, и там есть мощная АЭС, которая может удовлетворить ...
Петербургский экономический форум берет свое начало еще в далеком 1997 году. С детства я помню, как летом в Петербурге всегда проходило глобальное мероприятие. Тогда я еще не понимала его суть, но родители всегда возмущались, что подобное событие сопровождается минусами в виде перекрытог ...