Петербург. Выставки и Шереметевском дворце.
babs71 — 07.02.2021 Как я уже упоминал в прошлом посте, выбрался в город я для того, чтобы посетить выставки в Шереметевском дворце. Главная из них - «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Это международный проект, в котором приняли участие Эрмитаж, Пушкинский музей, музей Помпиду и т.д. Представляет он подборку разнообразных портретов тех людей, которые окружали Сергея Дягилева (причем авторы многих из этих работ - классики искусства от Репина с Гончаровой до Мунка, де Кирико и Пикассо с Матиссом). Главный же недостаток этой выставки - явная нехватка пространства: огромное количество работ буквально "уминали ногами" в три небольших комнаты (думаю, проводить ее надо было не в Шереметевском дворце, а где-нибудь в Манеже). Посмотрим некоторые работы.Афиша организованной Дягилевым "Выставки русских и финляндских художников" (ее автор - Константин Сомов) - один из первых его арт-проектов:
Выставку эту жестко разругал Василий Стасов (тут он представлен эскизом Ильи Репина):
Особенно досталось Михаилу Врубелю за панно "Утро" (в наши дни украшающее экспозицию Русского музея). Стасов не увидел в ней ничего кроме «сплошного безумия и безобразия, антихудожественности и отталкивательности» и сравнил с дырявым одеялом. Его особенно злило, что Тенишева купила эту работу к себе в коллекцию еще до выставки. И отклоняясь немного в сторону хочу привести замечательнейшую карикатуру Щербова (кстати, ее тоже стоило бы привести на выставку), на которой изображены Дягилев, Тенишева и полотно Врубеля, а подпись гласит: «–Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – в рубель… Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил» (больница Фрея - психиатрическая клиника, располагавшаяся на 5-й линии В. О.)..
А вот, кстати, и портрет самой Тенишевой работы Константина Коровина:
Афиша следующего арт-проекта Дягилева - "Историко-художественной выставки русских портретов" в Таврическом дворце (она сыграла важнейшую роль в культурной жизни России и весьма поспособствовала торжеству неоклассицизма).
Портрет Евгения Лансере работы Константина Сомова:
И его же работы портрет Михаила Кузмина:
Портрет известной благотворительницы графини Софьи Паниной работы все того же Репина (именно по инициативе Софьи Паниной был построен Лиговский народный дом графини Паниной):
Искусствовед и меценат Владимир Аргутинский-Долгоруков (портрет работы Бориса Кустодиева):
Портрет Айседоры Дункан работы Льва Бакста (кстати, если не читать подписи, можно решить, что это рисунок эпохи ренессанса):
Серовский "Портрет Иды Рубинштейн", думаю, видел каждый. На выставке был представлен подготовительный карандашный рисунок Серова, а также еще два портрета балерины - работы Льва Бакста:
и Сергея Соломко:
Анна Павлова (работа Василия Шухаева):
Автопортрет Бориса Анисфельда:
Чертовски эффектная афиша по рисунку Жана Кокто с изображением Тамары Карсавиной (на мой вкус, один из гвоздей всей выставки):
И его же очень забавный шарж, изображающий Дягилева с Нижинским:
А вот и сам Жан Кокто (художник Ж.-Э. Бланш):
И еще один, уже групповой портрет, с участием Кокто, работы все того же Бланша - Группа "Шестерка" (Кокто там спрятался в правом верхнем углу):
Отличнейший автопортрет Натальи Гончаровой (он из Третьяковской галереи, но когда я был там на экспозиции, портрета этого не видел):
А вот еще одна из ее работ - портрет Сергея Прокофьева:
Автопортрет Михаила Ларионова:
Футуристический портрет поэта-футуриста Филиппо Маринетти (его автор - художник-футурист Энрико Прамполини):
Ларионовские портреты Леонида Мясина:
и Натальи Гончаровой:
Портрет Гийома Аполлинера работы Анри Матисса:
И матиссовский автопортрет:
И еще один портрет Аполлинера (и его возлюбленной - художницы Мари Лорансен) - "Муза, вдохновляющая поэта" работы Анри Руссо (Пушкинский музей не пожалел один из своих главных экспонатов):
Эдвард Мунк. "Портрет Гарри Кеслера":
Автопортрет работы Джорджо де Кирико:
И снова Кокто - портрет Коко Шанель:
Николай Рерих работы Бориса Григорьева:
Владимир Маяковский (автор - Натан Альтман):
Снова Прокофьев (на этот раз работа Георгия Верейского):
Пьер Боннар. "Мисия Эдвардс" (меценатка и друг Дягилева, неоднократно выручавшая его):
Еще одна работа Василия Шухаева - портрет Игоря Стравинского:
Павел Челищев. "Портрет Сергея Лифаря":
Очень интересный автопортрет Сергея Судейкина:
И его же портрет его жены (а затем жены Стравинского) Веры Судейкиной:
Тамара Карсавина (художник Альфред Эберлинг):
Портрет Дягилева (художник М. Джордж-Мишель):
В целом, выставка весьма и весьма интересная (причем, как с информационной точки зрения, так и с точки зрения эстетической). Увы, работает она только до 12-го февраля, так что времени на ее посещение осталось совсем немного.
К счастью, другая выставка, открывшаяся в Шереметевском дворце - "Театр Александра Бенуа. Мания Петрушки" работать будет до 14 марта. Посвящена она 150-летнему юбилею Александра Бенуа и представлены на ней его театральные работы, главной из которых заслуженно считается балет "Петрушка".
Портрет Бенуа работы Мстислава Добужинского:
Костюмы Балерины, Арапа и Петрушки:
Эскизы костюмов, декораций и макет:
Антонина Уханова. "Портрет Леонида Леонтьева в балете "Петрушка" Игоря Стравинского". 1930-й год:
Артефакт для антуража - шарманка известного одесского мастера Иоаганна Нечады:
Особенно хороша нижняя дамочка носящая бикини задолго до того как это стало мейнстримом:
Другой известный балет Бенуа - "Павильон Армиды":
Эскизы бутафории для Зигфрида в "Гибели богов" Вагнера:
Эскизы к "Соловью" Стравинского. Китайский мандарин:
И японские послы (явно взятые с японских же гравюр):
Декорация к балету "Празднества" на музыку Дебюсси:
Необычный образ Петра I (к спектаклю по пьесе Мережковского "Царевич Алексей"):
Эскиз декорации к шекспировскому "Юлию Цезарю" (без влияния Пиранези явно не обошлось):
Костюмы к "Лекарю поневоле" Мольера
И снова Мольер. Эскиз костюма Хирурга к "Мнимому больному" (передник особо хорош):
"Веер" Карло Гольдони:
Эскиз декорации для балета "Свадьба Амура и Психеи":
"Дама с камелиями"
Балет "Императрица в скалах" Артюра Онеггера :
"Турандот" Джакомо Пуччини:
"Щелкунчик":
"Золотой петушок":
В целом выставка тоже интересная. Хотя чем дальше, тем больше я прихожу к выводу, что вклад Александра Бенуа в русскую культуру в наименьшей степени определялся его работой как художника. Напротив, среди мирискусников он, пожалуй, один из самых скучных (с тем же Бакстом или Сомовым его не сравнить). Его основная роль (за которую его и помнят) - критик и идеолог.
|
</> |