Песня, которую не хотели, или Жалкий голос мужчины. Денис Бережной

топ 100 блогов СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮС06.08.2010

В 


К теме Если ты уйдешь - Julio Iglesias - if you go away - ne me quitte pas. Jacques Brel. Terry Jacks


В 





В 


Песня, которую не хотели, или Жалкий голос мужчины. Денис Бережной denysberezhnoy.com









Денис Бережной


В 


Песня, которую не хотели,

или Жалкий голос мужчины


В 


Перевод на русский язык песни, о которой Эдит Пиаф сказала: В«Мужчина не должен был петь такВ».


Обыватели говорят проще: В«Та песня, где мужик перед бабой унижаетсяВ». Произведение настолько знаменитое и спорное, что требует особого разговора.


Итак, “Ne me quitte pas” Jacques Brel


(В«Не бросай меня»¹, на концертах я пою её в своём вольном переводе), по опросам во франкоязычных странах – Франции, Бельгии, Канаде, лучшая песня XX века на французском языке. (Помним! К любым рейтингам и опросам уважающий себя человек всегда должен относиться недоверчиво. Впрочем, в данном случае согласиться можно, но корректнее по отношению к другим достойным произведениям было бы назвать её не В«лучшейВ», а В«одной из лучшихВ».) Знаменитый шансонье написал её в конце 50-х в возрасте 30-ти лет.


Жак Брель Интересными воспоминаниями именно об этой песне делится актриса Людмила Гурченко в книге В«АплодисментыВ»:

« ноябре 1965-го года в московском Театре эстрады я была на концерте Жака Бреля. Вела его концерт и переводила содержание песен женщина-конферансье. Перевод был лаконичным и, мягко говоря, ничего общего не имел с истинно глубоким смыслом песен-баллад, написанных самим Жаком Брелем.

В«...Он говорит ей: не покидай меня, мне будет без тебя очень плохо, очень... Так что, пожалуйста, не покидай меня, не покидай меня, не покидай меня!В» – бодро переводила ведущая. Она бросала очаровательную улыбку Брелю и, громко стуча каблучками, скрывалась за кулисами.

А Жак Брель, сжавшись от неловкости, В«пережидалВ». Именно сейчас ему придется за три минуты прожить на сцене В«жизнь любвиВ» – её рождение, её расцвет и её трагический конец.

Не уходи... я без тебя умираю!..В»


С тех пор этот шедевр пели сотни исполнителей и исполнительниц. Некоторые совершенно напрасно.

Песня настолько хороша и благодатна для всяческих воплощений, что эмоционально интерпретации варьируются от безысходно-трагических до умца-умца, есть варианты на все вкусыВІ. В том числе и благодаря переводам, естественно, не совсем точным.

Англоязычный вариант “If You Go Away” позволяет мужчине-исполнителю даже пококетничать: В«Если ты уйдёшь, можешь забрать с собой всё хорошее, что у нас было. Но если ты останешься… О, я подарю тебе такой день, каких у тебя не было и не будет больше!В» Предлагать что-либо продолжительнее одного дня нет смысла – расставание неизбежно, щедрость не будет оценена. Но если серьёзно, If You Go Away – это причёсанный и популяризированный вариант Ne me quitte pas, который можно исполнять без революционных усилий души и ума, в котором, впрочем, пропала привлекательная проблематика.


Мне же интересен и близок первоначальный брелевский персонаж, как одна из оборотных сторон мужчины, никогда не показываемая прилюдно, кроме как в творчестве. Интересно, что Брель не жаловал героя песни: В«это любовь трусливая!В», ему почти вторит Эдит Пиаф: В«мужчина не должен был бы петь это именно такВ». Обыватели говорят проще: В«та песня, где мужик перед бабой унижаетсяВ». Но понятно, что Брель придумал героя песни не для своего презрения, автор-пигмалион создаёт персонаж, каким бы он ни был, как ребёнка – для любви, наделяя и своими чертами. Эта смелость создателя – к нашему счастью.


В«Не должен петь такВ». А как должен? Мужчина, только потому, что он мужчина, ничего никому не должен. По другим причинам – да, но не по этой. Мужчина может и должен позволять себе и думать так, и говорить вслух, и петь. В«Я слаб, я боюсь, мне страшно, я не могу, мне плохо, у меня не получается, я не знаю, мне больно, я нервничаю, я растерян, я ошибся, я плачу (на этот раз с ударением на первый слог)В», и В«я могу позволить себе сказать это, я свободен в этомВ» – слова, которые должны входить в лексикон любого человека как в прямой речи, так и в творчестве. Разрешение на подобную смелость даёт цифра 56. Смерть предпочитает мужчин. 56 лет – одно время были средней продолжительностью жизни мужчин в нашей стране и мужской век – отнюдь не век календарный. Если ницшеанская разгадка женщины – беременность, то по аналогии разгадка мужчины – ранняя смерть и жизнь опасная, как хождение по краю пропасти. Запреты на слова и мысли в таких условиях ни к чему, терять особо нечего, да и готовность к позору тоже из сильных качеств характера, наоборот нужен громкий голос. Звучит такой голос крайне редко.


В«Обращение СавлаВ» Караваджо В этой связи вспоминаются работы Караваджо – воин в минуты слабости; как крючок с наживкой контраста, цепляющий до слёз сострадания. Бессилие силы необычно. Мужская беспомощность непонятна. Как же: мы привыкли к другому! – Он не должен показывать слабость, Он никогда не плачет и т. д. А тут, как и в песне Бреля – без внешних физических ранений. Все раны внутри.


Ещё одна причина, по которой отныне мы с вами, дорогой слушатель, будем эмоциональными распутниками, лежит в понимании брелевской В«трусливой любвиВ». Как раз перехлёст эмоций (двадцать три раза В«не бросай меняВ») даёт ещё один ключ к разгадке песни – нет причины сдерживаться. Сколько угодно можно обвинять этого мужчину в трусости и боязни за что бы то ни было: остаться в одиночестве, оставить женщину без себя или с кем-то другим и т. п., в оправданиях он больше не нуждается по праву этого самого одиночества. Бояться некого – вокруг пустота. Брошенный без объяснений, он говорит не с живым собеседником, а с уже навсегда поселившимся в памяти фантомом. Так пусть говорит, как хочет – запретителей нет для него.


Думаю, что эта тема, хоть и получила развитие за прошедшие полвека, но должна быть раскрыта более полно. Век 21-й – ещё не 221-й и может быть потомки наши будут посмелее в выражении мужских чувств.


В 


В 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить всё самое интересное и не забывайте ставить лайки и писать комментарии! Для вас пустячок, а для меня приятно! ...
Черные саморезы были и остаются одним из наиболее распространенных типов крепежей. Каждый, у кого в хозяйстве есть шуруповерт, неизбежно сталкивался с этими малышами. Учитывая огромную популярность этих метизов, нужно ли удивляться тому, что за прошедшие десятилетия они обросли ...
День рождения подруги решили отметить прогулкой по Васильевскому острову (в народе - Васька) с заходом в АртМузу. Здесь четыре этажа творческой энергии: галерея для художников, небольшой театр, магазины дизайнерской одежды … Выставок много и на любой уровень потребности. Картины ...
Когда Гоша интересовался миром Гарри Поттера, он просил купить ему волшебную палочку и отправить учиться в Хогвартс. Потом Гоша заинтересовался битбоксом и вытребовал найти ему тренера по битбоксу, пришлось возить его в студию, которую иногда заменяли на онлайн. Онлайн Гоше не нравился, ...
Как и в старые добрые времена будут идти трансляции опер в кинотеатрах. Две ссылки на программу сезона: ( 1 ), ( 2 ). А пока сезон не начался, редакция с некоторым опозданием поздравляет Анну Нетребко с юбилеем. Как написал Бечала, Aniu, nasza droga przyjaciółko ! ...