Пещеры Придонья: Галиевка
muph — 03.06.2013
По рассказам аборигенов, основал эту пещеру в 19 веке некий
Порфирий – слепой (опционально одноглазый) монах или старовер. Во
сне мужчине явился ангел и строго настрого приказал копать пещеру
во имя спасения его грешной души. Постепенно к нему примкнули
помощники из местных жителей, и вместе с их и Божьей помощью
Порфирий вырыл настоящий подземный монастырь со всеми
составляющими: подземной церковью, часовней, нишами для
захоронений, кельями отшельников и разнообразными хозяйственными
помещениями. На данный момент общая длина ходов пещеры составляет
порядка 150 метров, остальная часть отрезана двумя завалами. Пещера
имеет три яруса. Наилучшую сохранность имеет средний ярус.
02. На майских праздниках я отдыхал с
семьей на базе отдыха неподалеку. Проснувшись по утру и
совладав с лёгким недомоганием, я подговорил всю мужскую половину
отдыхающих (4 человека вместе со мной) поехать в соседнюю деревню
Галиёвку, чтобы посмотреть расположенную там пещеру. Езды туда
всего ничего, но проблема в том, что Галиёвка находится на другом
берегу Дона,
который основательно разлился, а понтонный мост, служащий
переправой, благоразумно свернули.
03. В объезд 40 км, хорошо, что действует
импровизированный паром. Заняли очередь на него. Устройство
кустарное, парковщик тоже смешной, ценник на "джип" 100 рублей в
одну сторону, основной минус - нет расписания. То есть посудина
отправляется по мере наполнения палубы транспортными средствами. На
одном берегу может быть уже огромная очередь, а на другом желающих
ещё маловато, но ждут все. Забегая вперёд, скажу, что туда мы
переправились довольно быстро, а вот обратно - даже поспали в
очереди.
04. Буксир-толкатель.
Когда отплывает от берега, где мелководье, даёт копоти так,
что по ощущением сейчас взорвется от натуги, но нет. Всё
обошлось.
05. Одним из первых поселенцев в этих местах был казак по
фамилии Галиев. В то же время в этом месте была построена
Мараховская дача, поэтому село иногда называли по имени дачника -
хутор Мараховский. Вскоре здесь поселились украинские крестьяне.
Первое упоминание хутора встречается на карте Воронежского
наместничества в 1780 году. К 1859 году в селе поселилось 18 дворов
с числом 82 человека, к 1900 году в хуторе было два стана 118
мужского и 95 женского пола. Помимо пещеры известно человечеству
еще и тем, что 24 мая 1949 года в селе Галиевка Богучарского района Воронежской области родился Цапин Александр
Николаевич.
06. Лазил ли будущий первый мэр в истории Воронежа в детстве в Галиевские пещеры
доподлинно неизвестно, но расположена она в непосредственной
близости от северной окраины села в меловой толще высокого правого
берега Дона.
07. Не уверен, что все рассмотрели на предыдущем фото
красный грибок на вершине мелового холма, поэтому вот он во всей
красе. Не всегда это было местом романтического распития
спиртосодержащих продуктов (сужу по количеству пустой тары и мусора
вокруг), когда-то здесь дежурил специально обученный человек и
неусыпно следил за пожарной ситуацией.
08. И видно отсюда действительно очень далеко.
09. Для тех, кто хочет еще повыше, рядом есть заброшенное
здание кукурузного завода.
По пожарной лестнице можно забраться на его крышу.
10. Но нам хватило и "типовых" видов со склона горы.
11. Тем более, точных координат пещеры у нас не было и нам
пришлось прочёсывать все кусты, так как местные сказали "рядом с
грибком".
12. По пути нашли меловые останцы. Это так называемые
дивы.
Подробно писал о них в постах о Дивногорье и Коротояке.
13. Панорама окрестностей.
Мы еще не знаем, но пещера найдётся ниже вооон той машинки (метров
150 от грибка получается).
14. Наконец, один из наших - Стас даёт знать, что вход в
пещеру найден.
Никто из ребят до этого в подобных пещерах не был и ждут пока до
входа доберусь я.
15. К нему ведут размытые потоками воды ступени,
вырубленные в меловой породе.
16. И первое, что нас встречает - это традиционная для
почти всех донских пещер и жилых подъездов "наскальная живопись".
Некоторое количество мусора тоже присутствует. В литературных
источниках пишут, что в начале войны во время бомбёжек всё
окрестное население пряталось в пещере и после в подземелье
осталось много различных предметов и мусора. Однако, "исторички" я
внутри не видел - сплошь современный пластик.
17. А вот раритетные надписи присутствуют: "Фекла и
Марфа 1910". При этом достоверно известно, что службы в
подземной церкви продолжались до начала 30-х годов 20 века. Их
проводили местные священники из г. Богучар и с. Грушовое. Один из
очевидцев так это описывает так: вначале спускались сверху горы по
тропинке ко входу в пещеру. Прежде чем попасть в подземную церковь,
нужно было пройти по небольшому лабиринту. На каждой развилке или
повороте стоял монах со свечой и указывал дорогу. Затем из
полумрака галерей паломник попадает в подземную церковь, озарённую
пламенем множества свечей. То есть Фёкла с Марфой царапали свои
имена по сути на церковной стене!
18. Их далёкий потомок Артём тоже не подкачал - написал
краской своё имя в единственной келье со следами современной
реставрации. Кто-то счистил весь вековой "культурный" слой, а
потом пришёл Артёмка и опа! Обратите внимание на меловые
выступы в углах. На них вполне можно было положить деревянный
настил и устроить лежанку.
19. А вот "лежанка" для других целей. Называется ниша для
мощей.
От аналогичной ниши в Белогорской пещере отличается наличием своеобразного
предградья.
20. Подобные места для мощей встречаются также в нижнем
ярусе пещеры, для которого характерно наличие достаточно просторных
помещений, но с большим количеством меловых камней на полу. В
некоторых местах эти камни засыпали пещеру до потолка. Это
результаты взрывов, которые проводила здесь в 1959 году бригада
крейдоломов. В результате взрывов была уничтожена часть мелового
склона, из остатков которого брали меловые глыбы для постройки дамб
на Дону. Иконостас сбросили туда же еще раньше. Хотели углубить
фарватер, в общем, но через какое-то время поняли, что мел с
иконами для этих целей не годятся.
21. В первой половине 19 века комплекс имел три входа: в
верхней части, в нижней части и посередине 80–ти метровой высоты
горы. Основным был верхний вход. Рядом с ним имелось несколько
помещений с отдельными входами. Все верхние входы были оборудованы
деревянными дверями в кирпичных коробках. Перед верхним входом
находилась небольшая площадка. Из системы ходов первого этажа шел
широкий ход со ступеньками, который приводил в подземную церковь.
Церковь имела форму креста, ее своды опирались на четыре колонны.
Посередине церкви находился купол высотой около 6 метров, к нему
была подвешена на цепи люстра. Перед алтарем находился небольшой
иконостас. К церкви примыкало несколько помещений и система ходов.
В одном из таких помещений находился колодец, из которого брали
воду. Он располагался в "меловом срубе" цилиндрической формы
посередине комнаты, по краям которой были меловые скамьи. Далее из
церкви вниз шел винтовой ход к нижнему и среднему выходам. Средний
выход был выполнен в виде окна, по краям которого находились два
небольшие колонны. За окном располагалось небольшое помещение с
меловыми скамьями. Нижний вход представлял собой помещение с
колонной посередине и двумя окнами по бокам. Раньше в подземном
комплексе был много цветных изображений святых, растительного
орнамента и т.п.
22. Вначале взрывали нижнюю часть массива, постепенно
поднимаясь снизу вверх. В подземной церкви заряды заложили в
четырёх опорных столбах. После взрывов обвалилась почти вся внешняя
часть массива, в котором располагались верхние этажи храмового
комплекса. Сейчас сохранилось только три яруса. Причём взрыв
обнаружил другие ходы, ранее неизвестные.
23. В верхнем ярусе пещеры наибольший представляют три
помещения. Первые два, расположенные напротив друг друга, находятся
в южной части верхнего яруса. Выполнены они почти идентично.
Перешагнув через небольшой порожек у входа, попадаешь в помещение
которое загадил Артем 2008 с выступами для
настила. Видите, одна стена почти чистая?
24. Вид в обратную сторону.
25. Третье помещение лабиринта сильно отличается от первых
двух, так как имеет в плане неправильную округлую форму, а не
прямоугольную, как у первых двух помещений. Сфотографировать его
ввиду малых размеров проблематично - ищите сами в западной части
лабиринта (о_О).
26. Очень похоже на странную попытку долбить уже
зашлифованную стену. Кто? Когда? Зачем? Непонятно. Может
кладоискатели? Есть легенда, что после того, как из монастыря ушли
монахи, пару лет там обитала какая-то шайка, а когда нагрянула
полиция, бросила своё добро и убежала. Полиция, как это у них
принято, разбираться не стала, а тупо завалила вход камнями. Ага.
Вообще, почти все Донские пещеры сопровождает буквально две
основные легенды. Первая, как вы уже поняли, это разбойники и, как
правило, это Стенька Разин или его брат Фрол с подельниками, а
вторая - байка про то, что один из ходов по любому идет аж под
самим Доном и выходит на другом берегу. Или, как вариант, прямо в
Киево-Печёрской Лавре. Кстати, стоит заметить, что всё же некоторые
документальные свидетельства о проживании разбойников имеются о
пещере Разбеёк у села Колыбелка (ссылка внизу поста).
27. Гость из Украины - Иван. У них там культовых пещер
тоже хватает, но я пока туда не добрался.
Хотя, может, этим летом/осенью и получится что-то глянуть и
сфотографировать.
28. На этом экскурсию по очередному подземелью из цикла
Пещеры Придонья прошу считать
законченной.
29. Кстати, поляна над пещерой используется как место для
пикников. В связи с этим, посетителей достаточно много.
А уж на майские праздники (наряду с нами) в пещеру кто только не
лез...
30. Даже владельцы порш каена всем семейством.
Так что приглашаю и вас.
При написании поста использованы научные работы В. В.
Стёпкина и И.А. Агапова, изучавших данную пещеру в 1998-1999
г.г.
Ещё из цикла постов о пещерах
Придонья:
Разбеёк | Костомарово | Новосолдатка | Шатрище | Мечетка |
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная ссылка на источник обязательна.
|
</> |