Первое утро года...

Помимо вересковых пустошей мои лесные фавориты - заросли можжевельника. Эти колючие кустарники для меня осязаемо связаны с любимыми местами в Эстонии. На обширном высоком плато над морем к юго-западу от Таллинна мы проводили в своё время много приятных прогулок выходного дня. В детстве там были места нашего дачного отдыха. Внизу, под высоким обрывом - просторная морская гладь, а на просторной плоской вершине берега - поросли приземистых сосенок и остроугольных пирамидок можжевельника. Но самое их царство на островах, на прекрасном Сааремаа.
Традиционные изделия эстонских народных промыслов тесно связаны с ароматной древесиной можжевельника. Всевозможные деревянные ложки, лопатки, подставки, склеенные из отшлифованных маленьких круглых спилов наполняют кухню запахом хвойного леса, когда соприкасаются с горячим паром.
Банные веники из колючих лап с синими ягодами для меня имеют скорее декоративную ценность. Зато аутентичный эстонский джин - вполне практическую.
В Финляндии природа выглядит щедрее и разнообразнее, поэтому можжевельник как-то теряется, не обладает таким символическим воздействием, как в Эстонии. Но я всегда очень рада встрече с ним. Тем более, когда он растёт так близко, прямо на гранитной сопке за домом.
Минувшая новогодняя ночь оказалась для нас не вполне обычной. С нами её разделил Капитан младший-младший. В доме, где нет ни одной игрушки, зато теплятся лампадки и свечи ему оказалось вполне уютно и интересно. Без одного месяца трёхлетка - уже достойный и компанейский член команды. Предельно серьёзен. Знает наименования всех рыб из морского атласа. Юнга на корабле всегда сгодится. Так и запишем в бортовой журнал: "По результатам теста на самостоятельность и здравомыслие в команду зачислен".
Утро первого января было проведено на совместной литургии в Никольском храме, где Юнга оценил убранство храма и пение хора и достойно принял святое Причастие, а потом - в экспедиции по этнографическому острову Сеурасаари, где исследовал старинные карельские и лапландские избы и мельницы. Попробовал кофе в старинном кафе. Накормил орешками уток и пару канадских гусей. Интереса к оружию и военной тематике не проявляет, зато тяготеет к природе и брутальным северным постройкам. Арктика ждёт своего героя.
Зима на побережье по-прежнему очень относительная.
Последствия последнего урагана всё ещё заметны. По Финляндии было 300 тысяч хозяйств обесточено и страховыми компаниями выплачено несколько десятков миллионов евро компенсаций. В лесах на электрические линии и на крыши хуторских построек валились не только сухостой, а огромные живые вековые сосны и ели.
Пока не замёрзнут морские шхеры погода не улучшится. Ждём крещенских морозов. Печально сдуваем пыль с лыж.
|
</> |