"Первобытные" рисунки Зарянского. Откуда они?

топ 100 блогов tar-elentirmo12.10.2019 Когда мне впервые попала в руки книга "Хранители" (первый том "Властелина Колец" Толкина в издательстве "Радуга", 1990 г.), я обратил внимание на ее изумительное оформление. До сих пор считаю это оформление одним из лучших для книг Толкина. Рисунки Э. Зарянского поражали своей необычностью и гармоничностью с текстом. Особенно впечатлял шрифт названия. Но потом, когда знакомство с книгами Толкина перешло в сильную любовь, я стал задавать вопросы. Откуда художник черпал вдохновение? Что послужило прообразом для его иллюстраций? Тем более, рисунки ко второму и третьему тому существенно отличались по стилю и содержанию от тех, что опубликованы в первом томе. А когда были изданы обществом ТТТ "Письма Рождественского Деда", все стало понятно - Зарянский их видел и использовал. Но оказалось, что "первобытные" рисунки в "ПРД" заимствованы самим Толкином из одного научного труда начала 1920-х годов. Давайте же проследим эволюцию этих иллюстраций.
Начнем со знаменитого всадника на длиннотелой лошади, что вынесен на обложку "Хранителей".
Вот обложка.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 01

А вот всадник покрупнее.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 02

Обратимся к "ПРД", впервые изданным в 1976 году. В письме от 23 декабря 1932 года Рождественский Дед пишет, что Северо-Полярный Медведь заблудился в пещерах Пещерного Медведя, где были обнаружены пещерные рисунки, созданные сначала предками Пещерного Медведя, а затем пришедшими сюда людьми. Рождественский Дед перерисовал эти изображения:
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

Обратите внимание на нижний ряд картинок. В тексте "ПРД" сказано, что это древние гоблинские рисунки, причем гоблинские воины скачут на драсилях - что-то вроде карликовой лошади, похожей на таксу. Но если мы савним рисунок Зарянского, то он отличается от трех "пещерных" всадников: копье поднято вверх, а щит не загораживается головой драсиля. На следующей иллюстрации в "ПРД" мы видим целую историю, причем в средней части рассказано, как были найдены эти пещерные рисунки:
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 15

И вот здесь мы встречаем прообраз всадника Зарянского:
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 16

Посмотрите на положение копья и щита. Однако некоторые детали у Зарянского ближе к тем трем всадникам: положение и форма хвоста драсиля, наличие кисти, держащей копье и т.д. То есть можно сказать, что Зарянский скомпилировал из четырех всадников одного, взяв за основу изображенного на стене пещеры под лосем.
Теперь обратимся к книге М.К. Беркитта "Доисторическое: исследование ранних культур Европы и Средиземноморского бассейна" (2-е изд., 1925 г.). Эта книга, согласно труду О. Чилли "Библиотека Толкина" была известна Толкину и значится в книге Чилли под номером 283. У. Хэммонд и К. Скалл в первом томе "Толкиновский спутник и путеводитель: Спутник читателя, ч. 1, А-М" (2017 г.) пишут:
"Кристофер Толкин проинформировал нас, что все пещерные рисунки из "Рождественского Деда" присутствуют в книге, некогда принадлежавшей его отцу - М.К. Беркитт "Доисторическое: исследование ранних культур Европы и Средиземноморского бассейна" (2-е изд., 1925 г.): одиночный мамонт и темный медведь из пещеры Комбарель, Дордонь, и конь из Ла-Пасьеги, Кантабрия, показаны на схеме XI; бизон из Альтамиры, Кантабрия, - на схеме XII; ряд из трех мамонтов, основанный на мамонте из Фон-де-Гом, Дордонь, - на схеме XV; шерстистый носорог с блеском в глазах из Коломбьер и слева скачущий кабан с оленем под ним из Альтамиры - на схеме XXVII; олень в центре слева из Вальторты (Кастельон) и человеческая фигура справа от бизона из скального укрытия Тортосилья на юго-востоке Испании - на схеме XXXIV. Многие человеческие и стилизованные фигуры (из разных мест в Испании) воспроизведены на схеме XXXVIII. Другие фигуры людей верхом на лошадях происходят из мест бронзового века в Швеции, а многовесельная лодка вверху слева с места, расположенного вблизи Онежского озера в России".
Давайте откроем эту книгу Беркитта и посмотрим изображения на указанных схемах.
Вот схема XI с мамонтом и медведем. Сравните их с "пещерным рисунком" в "ПРД". Обратите внимание на положение лап и опущенную голову медведя и загнутый хобот мамонта.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 17


Схема XII с бизоном из Альтамиры. Обратите внимание на форму рогов и поднятый хвост.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 18

Схема XV и три мамонта. У Толкина они нарисованы более одинаковы. На пещерном изображении средний мамонт значительно отличается непрорисовкой деталей.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 19

Схема XXVII. Носорог и олень с кабаном. Кабан у Толкина прорисован более схематично, а олень получился немного длиннее.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 20
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 21

Схема XXXIV. Олень и человек. На толкиновском рисунке у человека нет в руке лука и стрел, а вытянутая нога дорисована.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 22
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 23


Схема XXXVIII. Человеческие фигурки.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 24

Любопытно, что знаменитый гоблинский алфавит и письмо на нем из "ПРД" тоже основаны на этих древних изображениях из Испании.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 25-1
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 26-1


На том же рисунке из "ПРД", где Дед обследует пещеру, мы видим слева на каменном столбе рисунок страшного человекоподобного существа:
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 27

Он тоже взят из книги Беркитта (схема XXXIX). Только зрачки подрисованы.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 28

А вот обратите внимание на длинный корабль и лося из книги Беркитта, которые встречаются на обоих рисунках Толкина из "ПРД". Это схема XLVII, петроглифы Онежского озера.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 29

А где же те самые гоблинские всадники на драсилях? А вот они, на схеме XLII, Бохуслен, юго-западная Швеция.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 30

Со всадником на обложке "Хранителей" разобрались. Двигаемся дальше.
Мы видим на титульном листе знаменитую монограмму Толкина, которая отличается от известной нам по современным изданиям книг Профессора.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 04

Известно, что вид монограммы, встречающийся на рисунках и в письмах Толкина, со временем менялся. Но вот эту, нарисованную Зарянским, можно обнаружить на знаменитом рисунке Толкина "Холм, Хоббитон за Рекой". Вот рисунок.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 13

А вот увеличенный фрагмент.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 12

Мы видим полное совпадение у Зарянского и Толкина. Следовательно, Зарянскому были знакомы не только "ПРД", но и "Рисунки Толкина" (под ред. К. Толкина), вышедшие в 1979 году, где первым изображением как раз и идет "Холм, Хоббитон за рекой".
Кстати, на стр. 29 "Хранителей" есть иллюстрация Зарянского, на которой изображен Хоббитон и Холм.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 11

Она немного отличается в центральной и нижней части. Полное совпадение мы видим только по Холму. У Зарянского мельница превратилась в дом с башней, на реке возник мостик, а по реке вдруг поплыл совершенно анахроничный пароход. Не помню точно, но Зарянский вроде не первый, кто изобразил пароход в Шире. Где-то есть упоминания о нем - то ли в Письмах Толкина, то ли где-то еще. Самое любопытное в данном случае, что Зарянский поместил на верхушку башни флюгер, показывающий стрелкой налево. У Толкина никакого флюгера нет. Однако в черновых набросках, опубликованных в книге Хэммонда и Скалл "Толкин: художник и иллюстратор" только в 1995 году, мы встречаем флюгер на шпиле мельницы, причем стрелка тоже указывает влево!
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 32

Теперь обратим внимание на восходящее солнце на титуле.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 03

На самом деле это полярное сияние. Полярных сияний в "ПРД" довольно много. Но вот именно такое, с отдельными лучиками, мы видим на рисунке к письму от 21 декабря 1933 года. Ниже приведен фрагмент рисунка.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 31

Обратите внимание на холмы слева от сияния, его темную середину и звезды на небе.
Следующий рисунок нас ждет в начале книги 1 на развороте стр. 48-49.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 05

Мы видим фейерверки Гэндальфа, длиннорогого оленя и самого Гэндальфа в обличии Деда Мороза. Зарянский синтезировал его из двух изображений в "ПРД". Одно относится к 20 декабря 1926 года.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 33

Из него взято изображение Рождественского Деда (он же Гэндальф) в красной одежде и с поднятыми руками.
Второе - 25 декабря 1929 года.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 34

Из этого рисунка Зарянский взял фейерверки и ночное светило с овальным гало слева.
Откуда взят олень? Конкретно такого оленя - вид сзади, высокие параллельные рога - обнаружить в "ПРД" не удалось, но других схематичных оленей там много. Предполагаю, что это почти авторский олень Зарянского.
На стр. 50, в начале главы 1 книги 1, нас ожидает красочное изображение полярного сияния и мамонта под ним.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 06

Вот мамонт покрупнее.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 07

С мамонтом проще. Мы уже видели его на рисунке "пещерных изображений" в "ПРД". Вот он, последний в тройке мамонтов. Зарянский только хвостик ему поднял.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 35

А откуда художник взял такое яркое сияние? С ним мы тоже встречались в письме от 20 декабря 1926 года.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 33

Обратите внимание на центральную часть сияния, где темный круг и темная дуга над ним. Макушку Северного Полюса Зарянский превратил в холмик, однако скалы справа, где у Толкина расположен дом Рождественского Деда, остались.
Начало книги 2 (стр. 264-265) украшено вот такой иллюстрацией.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 08

Комета над слабеньким полярным сиянием, слева скалы, звезды и луна.
Похожу комету мы встречаем на рисунке к письму Рождественского Деда 21 декабря 1927 года, только в отзеркаленном виде.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 36

А вот пейзаж со снежными холмами, скалами по обоим краям, луной и полярным сиянием мы видим в Письме от 20 декабря 1928 года. Только шпиль Северного Полюса Зарянский в очередной раз убрал, а луна на оригинальном рисунке Толкина улыбается.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 37

Разумеется, у плывущего среди гороподобных волн корабля в начале главы 1 книги 2 тоже есть прототип.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 45

Это рисунок к письму от 23 декабря 1931 года.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 49

Правда, кораблик и птица дорисованы Зарянским, дабы привязать картинку к тексту о видении кораблей нуменорцев в Зеркале Галадриэли. А так, тут и волны с пеной, и солнце с тремя лучами, и дорожка на воде, и волновая полоса в нижней части изображения (у Зарянского - под кораблем).
В конце книги, на стр. 495, мы видим любопытную иллюстрацию с горами, луной, звездой и полосатым лучащимся солнышком. Рожки луны нарисованы астрономически неправильно, в сторону солнца, а должны быть наоборот.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 09

Практически схожую картинку мы обнаружим на марке к письму Рождественского Деда от Рождества 1925 года.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 38

Та же цветовая гамма, те же луна со звездой, только Северный Полюс в очередной раз отсутствует, да солнце у Зарянского вдруг обрело лучики с полосками и переехало за границы основного изображения. Такое солнце встречается в письме от 20 декабря 1928 года, которое мы уже изучали выше на предмет слабого полярного сияния. Вот картинка целиком. Полосатые лучащиеся солнца видны по бокам изображения.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 39

Книга "Хранители" заканчивается еще одним абстрактным изображением.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 10

Давайте еще раз посмотрим на гоблинский алфавит из "ПРД".
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 25-1

Мы видим, что завершающее "Хранителей" изображение на самом деле гоблинская буква Z. Неплохое завершение для книги - последней буквой. Очень символично.
Но в "Хранителях" есть и некоторые другие мелкие рисунки, чисто оформительские, на которые мало кто обращает внимание. Давайте разберем и их.
Вот растительный орнамент в начале Пролога, обрамляющий буквицу Р.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 40

Это тоже взято из "ПРД". Такими ветвями рождественского падуба украшены многие письма, но похожее изображение мы встречаем в письме от Рождества 1938 года. Тоже буква Р (латинская), также веточки идут вниз от конца буквы и влево вверх от верха. Причем вверху мы видим два листа и три ягоды - две перед листьями, одна между ними.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 48

Другие орнаменты (не все, правда) в начале глав также обнаруживаются в "ПРД" или в "Рисунках" Толкина.
А вот интересный рисунок в начале книги 1, над фейерверками.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 41

Похожее двуглазое существо, только в негативе, с ручками, ножками и в хороводе с многими своими собратьями мы обнаруживаем на стенах пещеры на рисунке к письме 1932 года, где нарисован всадник на драсиле.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 16

А без ручек и ножек оно есть на "пещерном рисунке" у задней ноги белого медведя справа.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

А слева от стиха на этой же странице нарисовано вот такое растение.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 50

Оно представляет собой немного отредактированное растительное изображение на "пещерном рисунке" - под бурым медведем.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

Еще одну зверушку мы видим в начале книги 2. Там же изображен некий сосуд.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 44

"Сосуд", только в перевернутом виде, мы снова встречаем на "пещерных рисунках", под одиночным мамонтом. А зверушку, только без усиков, мы видим справа от мамонта.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

Второй и третий том "Властелина Колец", выпущенные в издательстве "Радуга" на рубеже 1980-1990-х годов, отличаются авторскими рисунками Зарянского, близкими к тексту (корабли, горы, деревья на реке, башни Минас Тирита и т.д.). Но и во втором томе повторяются две последние картинки из первого тома: пейзаж с полосатым солнцем и буква Z. Однако в оформлении начала книг есть некоторые элементы, которые также обнаруживаются в "ПРД".
Вот, например, начало книги 4 второго тома.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 46

Гоблинскую рожу с рожками можно обнаружить на "пещерном рисунке". Смотрите над носорогом. Правда, рожек у нее нет и расположение элементов лица немного иное, но треугольный нос, прямой рот щелью и разрез под носом совпадают.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

То же касается и начала книги 6 третьего тома. Еще один чертик.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 47

И его можно найти на "пещерном рисунке". Вот он у правого края картинки, между медведем и носорогом.
Первобытные рисунки Зарянского. Откуда они? 14

Таким образом, мы, проанализировав иллюстрации Э. Зарянского к первому и отчасти второму и третьему томам "Властелина Колец" в издательстве "Радуга" (пер. В. Муравьева и А. Кистяковского, 1988-1992 гг.) и сопоставив их с рисунками Толкина к "Письмам Рождественского Деда", выявили практически полное заимствование Зарянским как отдельных образов, так и целых иллюстраций из "ПРД". Некоторые иллюстрации доработаны и откорректированы, например, убран пик Северного Полюса. В свою очередь сам Толкин в качестве источника для некоторых рисунков к "ПРД" брал древние наскальные изображения, опубликованные в книге М.К. Беркитта, которая имелась в толкиновской личной библиотеке.
Отсюда, как мне кажется, и вся гармоничность оформления Зарянского. Ведь по сути это рисунки самого Толкина. То есть выпущенный у нас первый том "Властелина Колец" был оформлен немного отредактированными рисунками автора, пусть даже и не к этой книге.
П.С. Благодарю К. Пирожкова, С. Шалаева и М. Семенихину за помощь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У нас , конечно, есть вороны, но в городке они почти не встречаются, в основном ха городом, а уж маленьких воронят я вообще не встречала. А вот в Архангельске они мне за пять дней попались два раза. Первый раз во время пробежки утренней по набережной. Услышала, что кто-то истошно кричит ...
«Бережная» атака Ирана пример, того как можно реализовать межстрановую договоренность. Ни один объект США не пострадал. Удары нанесли не значительный ущерб и наносились только по военным объектам. Иран лицо сохранил. Китай и Россия спокойны. Байден собирает семерку «шестерок». ...
Я по поводу очередной провокации Гельмана и реакции на нее некоторых православных блоггеров. Понеслось по сети отсюда - http://valery-pavlov.livejournal.com/600657.html Да ладно бы, если только всякие Холмогоровы стали разносить этот очередной плевок не в ...
Как-то мартовским днем на пороге храма появились пятеро индийцев в оранжевых одеждах до пят. Я много читал об Индии и решил, что эти новые свами были бенгальцами, как и наш. При этом они выглядели гораздо моложе - лет, наверное, под тридцать - да и голов они не брили, щеголяя черными, ...
Когда была сильно помоложе, я завидовала людям, живущим в европе. Мне очень близки некоторые их ценности, вроде законопослушности и любви к порядку. После того, как побродила по Парижу, я перестала завидовать тем, кто живёт в европе. А сейчас, после недавнего нашествия на европу мигрантов ...