Первый "сухарь"


Ровно 90 лет назад, 12 декабря 1930 года, впервые взлетел истребитель И-8 - первый самолет выдающегося российского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Правда, широкая известность и признание к Сухому пришли гораздо позже, уже в послевоенную эпоху реактивной сверхзвуковой авиации. Зато и сейчас основу российской военной авиации составляют машины марки "Су".
Во времена создания И-8 у Сухого еще не было своего КБ и он работал на "фирме" Туполева, а Туполев при всех своих достоинствах был не чужд тщеславия, поэтому все самолеты его КБ, вне зависимости от их подлинного автора, маркировались аббревиатурой АНТ - "Андрей Николаевич Туполев". К примеру, скоростной бомбардировщик СБ, спроектированный Александром Архангельским, получил "фирменное" обозначение АНТ-40, истребитель Александра Путилова И-4 - АНТ-5, а истребителю И-8 достался "несчастливый" индекс АНТ-13.
Тем не менее, АНТ-13 получился очень удачным, став первым советским боевым самолетом, преодолевшим скоростной рубеж в 300 км/ч. На испытаниях он достиг скорости 310 километров в час. За свою "прыть" и небольшие размеры машина получила неофициальное прозвище "жокей".
Скороподъемность АНТ-13 составляла 833 метра в минуту. Для сравнения, у истребителя ЛаГГ-3, появившегося на 10 лет позже и оснащенного гораздо более мощным мотором, она не превышала 735 м/мин, а ровесник АНТ-13 - поликарповский истребитель И-5 набирал всего лишь 535 метров в минуту.
АНТ-13 также значительно опережал И-5 по скорости и потолку, однако, в серийное производство запустили не его, а поликарповскую машину. Все дело в том, что АНТ-13 был оснащен американским двигателем Кертисс "Конкерор". В 1930 году планировалось купить лицензию на этот мотор и наладить его выпуск в СССР, но потом от этой идеи почему-то отказались.
А равноценного ему мотора в СССР не было. Выпускавшийся в Советском Союзе двигатель М-17 (лицензионная копия немецкого BMW-VI) был слишком тяжелым и громоздким для миниатюрного "жокея", он весил почти на два центнера больше "Конкерора".
В результате, И-8 так и остался в единственном опытном экземпляре, который летал до конца 1932 года, а потом его отправили на слом. И от этой весьма перспективной машины осталось лишь техописание, отчет об испытаниях и несколько фотографий.



Двигатель "Конкерор".
|
</> |