"Первый Спас на воде"

Для православных этот месяц знаменит тремя праздниками-Спасами:
"Первый Спас на воде" (14 августа/ 1 по ст. ст.);
"Второй Спас на горе" (19 августа/6 по ст. ст.);
"Третий Спас на полотне" (29 августа/16 по ст. ст.).
Первый Спас в народе зовут Медовым, в церковном календаре его нет, а ещё называют Маковеем или Маковым Спасом.
Итак, по порядку. «Спас на воде», потому как в этот день было малое освящение воды, чистили старые и освящали новые колодцы, водоемы и святые родники. Совершался Крестный ход к водоёмам, после которого люди купались сами и купали весь свой домашний скот. После «Спаса на воде» в водоёмах уже больше не купались. Говорили: "На Спаса в Ердани купаться – незамоленные грехи простятся".

О чём сюжет большой картины?
Река. Скопление людей –
Здесь дети, женщины, мужчины
И... очень много лошадей.
Ещё полями и дорогой
К реке стекается народ.
Священник старенький, убогий
Уже молебствие ведёт.
Сурова Севера природа.
Храм виден где-то вдалеке,
Откуда люди крестным ходом
Пришли к помосту на реке.
Темнеют мужиков кафтаны,
Но праздничны их кушаки.
Нарядны женщин сарафаны,
ЯркИ, узорчаты платки...
Как безконечны те просторы,
Где люди трудятся, живут, –
Поля, дороги, косогоры
Нам их среду воссоздают...
Иван Есаулков

«Медовый Спас» – На Руси 14 августа был последним днём сбора мёда (его собирали с июня по 1(14) августа), наверное, поэтому в народе соединили образ Спасителя и день окончания сбора мёда. Так этот праздник и прижился в народе. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь и иногда говорили: "На помин родителев". Традиция эта связана с древним установлением – первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим.

Цветы и травы,
Поля и леса –
Во всём Божья Слава,
Во всём Красота!
И Дом, что дарован,
И в коем живём,
Не стены из брёвен,
А всё, что кругом.
Вдали от мирского,
Под сенью дерЕв
От дела БЛАГОго
Рождается Свет.
Учусь у пчелы
Труду и терпенью,
Дивлюсь трудолюбию,
И Единенью.
И кланяясь низко
Пчелиной семье,
С молитвою доброй
Тружусь в Тишине.
В заботах о пчёлах
Проходит весь день,
Чтоб быть зиму с мёдом,
Забудьте про лень.
И в Радость мне видеть,
Что соты полны,
И в изобилье
Стекают мёды.
Кипрейный и падевый,
Майский, гречишный,
Цветочный, каштановый –
Терпкий, душистый...
Белый Филин
"На Первый Спас и нищий медку попробует!"

Маковей или «Маков Спас». Это название связано с растением маком лишь отчасти, в этот день собирают урожай мака и начинают печь пироги с маком.
Главное, что в этот день в храмах вспоминают семерых братьев-мучеников Маккавеев с их матерью Соломией, пострадавших за веру Христову.
«На Маковей во вдовий двор хоть щепку брось». Под щепкой имелись в виду дрова. Люди старались помочь им и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству.
А ещё в древние времена собирали специальные букеты-маковейчики, в которые входили до 17 трав.

Маковей
Спелый август в благостном дурмане.
ПредУспенье, или Маковей.
Тают в поднебесном океане
золотые маковки церквей.
Соломия, будь благословенна,
за твоих взываю сыновей.
Вторят мне тепло и вдохновенно
травяные россыпи полей.
Освящу майоры и гвоздики.
Пусть любистка реет желтизна,
тает слабый запах базилика,
и звучит акафиста струна.
Настоятель в малом омофоре,
на престоле крест и антиминс,
и во всём божественном просторе
дух проникновения повис.
Татьяна Гордиенко
В прежние времена в день Макавея молодёжь водила хороводы с песней "Ой, на горе мак", с шутливыми хороводными заигрышами. Девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: "Маки, маки, маковицы, золотые головицы!".

Пришли совсем другие времена –
Уходит в прошлое обычай древний...
И живописцем изображена
В картине сценка новая в деревне.
Нарушил парень старый ритуал,
И грубо при собравшемся народе
Он вторгся в хоровод и разорвал
Цепь в девичьем неспешном хороводе.
Старуха с укоризною глядит
На парня и, как видно, негодует,
Что молодёжь обычай не хранит,
По-своему уже уклад трактует.
И старики, что встали в глубине,
Поступок парня гневно осуждают,
Толкуя о забытой старине,
Которую никто не соблюдает...
Цветные сарафаны и платки –
С узорами, в горошек, со цветами...
Тревожные и нервные мазки,
И сумрачность и синеватость гаммы...
Движенья нет – разомкнут хоровод,
И не переливаются одежды...
Из стариков никто уже не ждёт,
Что будет в жизни всё, как было прежде!
Иван Есаулков

|
</> |