Первый Романов: начало династии

топ 100 блогов sergeytsvetkov29.06.2023

Разговор о начале династии Романовых накрепко связан с одним знаменитым именем. Каждый из нас наверняка когда-нибудь да называл кого-нибудь Иваном Сусаниным или сам удостаивался от своих друзей этого почётного имени. А что мы, собственно, знаем об этом человеке? Давайте скажем несколько слов о нём и постараемся отделить правду от вымысла.

Иван Сусанин и поляки
Иван Сусанин и поляки

Напомню вкратце историю, которую любой россиянин знает со школьной скамьи. Зимой 1613 года Земский собор Русской земли выбрал на царство 16-летнего Мишу Романова. Род Романовых пользовался большим уважением в народе, но в последние годы находился не у дел: отец Михаила, патриарх Филарет (в миру Федор Никитич), находился в это время в польском плену, а сам Михаил коротал дни вместе со своей матерью Марфой в дальней Романовской вотчине — селе Домнино под Костромой. Поляки разнюхали, где скрывается народный избранник и решили похитить или умертвить его. Своим спасением Михаил был обязан только преданности местного крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, который вызвался проводить поляков, завёл их в непроходимую чащу и погиб в муках, так и не указав им дорогу к поместью Романовых.

Сразу заметим, что история эта не имеет документального подтверждения. Современники ни словом не обмолвились об этом подвиге костромского мужика. Смерть Сусанина от рук поляков засвидетельствована единственным документом — царской грамотой от 30 марта 1619 года, которая жалует некоторые льготы зятю Сусанина, Богданке Сабинину. Но эта грамота говорит только то, что истязуемый поляками Сусанин отказался указать, где находятся Михаил и его мать, и совсем не упоминает, что свобода и жизнь будущего царя зависели от молчания Сусанина.

Ну, а теперь посмотрим на известные факты. Зимой 1613 года Марфы и её сына на самом деле уже не было в селе Домнине, так как к тому времени Романовы перебрались в Кострому, под защиту городских стен. Дорогу в Кострому мог показать полякам любой мальчишка, но небольшая польская шайка, разумеется, и думать не могла овладеть хорошо укреплённым городом. Впрочем, и само присутствие в 1613 году банды поляков в столь отдалённой области очень мало вероятно. Нельзя исключить, что в действительности Сусанин имел дело не с поляками, а с казаками или другими лихими людьми, которые искали вотчину Романовых, но не ради них самих, а ради грабежа в отсутствие хозяев. Отказавшись служить им проводником, верный Сусанин только спас Романовское добро, а семейство его, обращаясь к доброте и доверчивости царицы Марфы, несомненно преувеличило значение происшествия. Остальное доделала легенда.

Лишь в следующем столетии официальная грамота, данная правнуку Сусанина в 1731 году, закрепляет основные моменты уже сложившегося предания:

«…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».

Впрочем, местное костромское предание приобрело широкую известность лишь после 1804 года, когда в третьем томе географического словаря Щекатова появилась хвалебная статья об Иване Сусанине. А гениальная опера Глинки превратила доселе безвестного мужика в героя русской истории.

Памятник Сусанину
Памятник Сусанину

В 1838 году в Костроме, по повелению императора Николая I, был воздвигнут памятник Сусанину, «во свидетельство, что благородные потомки видят в бессмертном подвиге Сусанина — спасение православной веры и русского царства от чужеземного господства и порабощения».

Череп, предположительно Ивана Сусанина
Череп, предположительно Ивана Сусанина

Несколько лет назад костромские археологи, исследуя местность возле села Домнино, нашли крупное захоронение, где среди прочих останков имелся костяк со следами рубленых ран. Рядом находился православный нательный крест, тоже разрубленный на части. Возможно, это и есть могила народного героя.

Род Романовых восходит к боярину Андрею Кобыле (XIV век), московскому боярину, жившему в первой половине XIV при великих князьях Иване Даниловиче Калите и Симеоне Ивановиче Гордом, и его сыну по прозвищу Кошка. Не будем спешить производить эти фамилии от животных, историки до сих пор не имеют единого мнения об их появлении. Например, слово «кошка» в древности означало также плеть с несколькими концами, кожаный пояс-кошелек и даже маленький остров на Северной Двине.

Многочисленные потомки его женились с большим разбором, и дочерей своих пристраивали с немалой выгодой. Наибольшая честь выпала Роману Захарьину–Юрьеву, чья дочь Анастасия стала первой женой Ивана Грозного и московской царицей.

Красоту царицы дополняли ум, скромность и чистота сердца. «Предобрая Анастасия» — так называли ее в народе. Она умерла рано, не дожив до 30 лет. Годы совместной жизни супругов были полны славных дел и семейного счастья. Родственники молодой царицы оказались у подножия трона и служили царю верой и правдой. Особенно полюбился москвичам брат Анастасии, боярин Никита Романович.

Боярин Фёдор Никитич Романов
Боярин Фёдор Никитич Романов

Дети Никиты стали первыми в роду, кто носил фамилию Романов. Федор Никитич, один из пяти братьев, унаследовал богатый московский дом, всегда открытый для гостей. У него было все, что только могло поразить воображение тогдашнего москвича: богатый дом, всегда открытый для гостей, пышный выезд, толпа верных холопов, всюду его сопровождавших, лучшие охотничьи собаки и ловчие птицы. Статный красавец, он умел так ловко носить московские и польские кафтаны последнего покроя, что между портными вошло в обычай говорить заказчику, примеривая на нем платье: «Ты теперь вылитый Федор Никитич!» В 1593 году его «золотный» наряд (роскошное одеяние из золотой парчи) произвел неизгладимое впечатление на посла императора Рудольфа.

Словом, на Москве Федор Никитич слыл добрым, ласковым и щедрым боярином. Женился он на Ксении Ивановне Шестовой — девице из небогатого, но древнего рода. У них было пятеро сыновей и дочь, из которых отца пережил лишь один Михаил Федорович.

Гром грянул над головой Романова, когда Борис Годунов сменил на троне умершего Федора Ивановича, сына Анастасии и Ивана Грозного. Последний Рюрикович, умирая, завещал державу Патриарху Иову, как главе Церкви, и двум своим приближенным — Федору Никитичу и Борису Годунову. Федор Никитич был далек от политических интриг, и со смирением принял тот факт, что Мономахов венец быстро очутился на голове Бориса. Но дело тем не закончилось.

В 1601 году против Романовых было состряпано дело о том, что они хотят «достать царство», отравив Бориса. Сейчас же на дворе у брата Федора Никитича, Александра, по навету его казначея, были обнаружены мешки с «отравным зельем», которого хватило бы на то, чтобы отравить пол-Москвы. Романовых немедленно взяли под стражу. Арестованных пытали, но добиться признания ни от кого не смогли. Поэтому обошлось без казней.

Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета в далеком Антониево-Сийском монастыре. Его жену, постриженную в инокини под именем Марфа, вместе с детьми, среди которых находился малолетний Михаил, сослали в Пермь. Прочих рассеяли по отдаленным городам.

С этого времени для богача и щеголя Федора началась другая, монашеская жизнь. Но любовь к своей семье и заботу о ней Филарет сохранил навсегда. «Беда моя — жена да дети: как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце колет», — тосковал он в разлуке.

На российском троне сменялись цари, а Филарет возрастал в звании и духовной жизни от простого монаха до архиерея. В 1608 году, будучи Митрополитом Ростовским, он попал в плен к полякам и был с бесчестием отвезен в Тушинский лагерь под Москвой. Его ждало испытание посильнее годуновской опалы. Тушинский вор, назвавший себя «царевичем Дмитрием», объявил Филарета патриархом Московским и всея Руси при живом Патриархе Гермогене, находящемся в заточении. От Филарета требовалось послушание Лжедмитрию и склонение соотечественников к службе самозванцу.

Патриарх Филарет
Патриарх Филарет

В этих условиях Филарет проявил не только силу христианского духа, но и недюжинные политические способности. Не склоняясь ни к каким группировкам, он занимался духовным окормлением тех православных людей, которые попали в Тушинский лагерь. Архиерей понимал, что смута рано или поздно закончится, и православным понадобится единство в возрождении церковной и государственной жизни.

Россия пережила страшные потрясения: народные волнения, нашествие поляков, смену царей и самозванцев на престоле. Выиграв битву за независимость, русский народ задумался о достойной династии, которая выведет страну из разрухи. Народная память о «предоброй Анастасии» и ее брате, Никите Романовиче Захарьине, определила выбор Земского собора. К тому же Михаил, внук Никиты Романовича, слыл юношей набожным, мягким, добросердечным.

Восшествие на престол первого Романова, 16-летнего Михаила Фёдоровича, положило конец Смутному времени. В стране, доведённой до крайней нищеты и распада всех государственных институтов, наконец появились национальная династия и законная власть. Сегодня мы расскажем, как Россия вместе со своим царём преодолевала последствия Смуты, пытаясь вновь стать великой державой.

Михаил Романов. Копия Ведекинда с прижизненного портрета
Михаил Романов. Копия Ведекинда с прижизненного портрета

Один голландец, живший в то время в Москве, выражал уверенность, что у Михаила было только одно средство, чтобы удержаться на троне, а именно «купаться по горло в крови», подобно Ивану Грозному. Однако он ошибался. Первый Романов, напротив, был мягким и безобидным правителем. Да он собственно и вовсе не думал быть царём. При нем двуглавый орёл, принятый московскими государями в качестве фамильного герба, получил совершенно другое символическое значение.

У правительства Михаила и в самом деле было две головы. Россия фактически управлялась двумя государями: молодым царём и его отцом, патриархом Филаретом.

Филарет обладал тем, чего так недоставало Михаилу — опытностью, волей, энергией. И Михаил покорно подчинялся ему во всём — вплоть до выбора супруги. В официальных протоколах Филарета называли, как и царя, «великим государем», а иностранные посланники вручали свои верительные грамоты и подарки им обоим. Заметим, кстати, что французский современник и коллега Филарета — кардинал Ришелье — никогда не мог добиться подобного отношения к себе.

Михаил Фёдорович. Портрет из царского титулярника
Михаил Фёдорович. Портрет из царского титулярника

Опыт Смуты подвиг правительство Михаила провести важную военную реформу. В 1626 году в русской армии появились многочисленные отряды иностранных наёмников и собственные полки «иноземного строя», вооружённые на западный манер. Правда, в боях иноземцы ничем особенным себя не зарекомендовали. А стоило наёмное войско огромных денег, на которые можно было вооружить раз в 25 большую армию из московских ратных людей. Так что основной заслугой Михаила в этом деле была настойчивость, не позволившая завянуть полезному начинанию.

Полки иноземного строя. Упражнения с мушкетом. Из книги «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647)
Полки иноземного строя. Упражнения с мушкетом. Из книги «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1647)

Главные усилия Москвы в области внешней политики были направлены на то, чтобы сколотить европейскую коалицию против Польши. Когда это не удалось, Михаил в 1633 году на свой страх и риск двинул под Смоленск большое войско под началом воеводы Шеина. Но Шеин действовал нерешительно, и в январе 1634 года русское войско капитулировало перед поляками.

Смоленский поход Шеина
Смоленский поход Шеина

Единственным удачным военным предприятием в царствование Михаила стал самовольный захват казаками Азова в 1637 году. Вырезав турецкий гарнизон в отчаянной рукопашной, казаки заперлись в городе и благополучно пересидели 24 штурма огромной турецкой армии, посланной султаном для того, чтобы вернуть Азов Турции. Михаил прислал доблестным защитникам города поздравления и подарки, но ссориться с султаном побоялся и приказал казакам уйти из Азова.

Штурм Азова
Штурм Азова

Михаил Фёдорович скончался от разрыва сердца 12 июля 1645 года, пережив своего отца на 12 лет. Его царствование нельзя причислить к блестящим эпохам русской истории. Тем не менее оно вывело Россию из бедственного периода Смуты и знаменовало начало её будущего возрождения.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

Первый Романов: начало династии

Открываю подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием».

Первый Романов: начало династии

«Последняя война Российской империи» (описание)

Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

Первый Романов: начало династии

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Единственное, что оправдывает восьмидесятые с их ужасными бананами, дутышами и плечами, как в американском футболе, так то, что тогда не брили лобки. - Точно! Плюс формы очерченные, а не стёртые культивировались. Женщины были полноценными картами физической географии, а не школьными ...
Вот смотришь на глубоководных рыб и думаешь: ужас,какие ужасные! (Некоторые женщины используют в этом контексте прилагательное "страшненькие"). Я вот про таких, например: Анекоторые,дурочки,ещё и с фонариками плавают: Уж лучше б они так ...
Ровно 195 лет назад, 14 мая 1829 года (по старому стилю), небольшой 20-пушечный парусно-весельный бриг "Меркурий" выдержал на Черном море беспрецедентную артиллерийскую дуэль с двумя турецкими линкорами — трехпалубным 110-пушечным "Селимие" и двухпалубным 74-пушечным " Бурдж у Зафер ". ...
В посте Лада Веста: хроника, отзывы, новости я писал, что 25 ноября должны объявить цены на этот автомобиль. Это произошло! Веста будет продаваться в трех комплектациях: Classic, Comfort и Lux . Так вот, в минимальной комплектации - Classic - Веста у официальных дилеров будет ст ...
Основывается, конечно же, на морозостойких туристах! Десять человек поехало на полную экскурсию, пятнадцать подошли к синагоге, чтоб сходить только в синагогу, у нас же религиозные экскурсии по типу конструктора из разных модулей, и вот, 15 человек всё видели, везде побывали, а ...