Первый пост о суфизме. Что это вообще такое

топ 100 блогов vl_sokolov04.11.2021

Когда-то я уже говорил про ранний суфизм, но это явление настолько мощное и крупное, что сколько о нем не пиши, все будет мало. Кто не знает суфизма, тот не знает ислама. Начиная с 12 века, это — главный и решающий стержень всей духовной и повседневной жизни мусульман. 

Первый пост о суфизме. Что это вообще такое

Власть большинства мусульманских правителей держалась именно на суфийских орденах. Огромная часть поэтов, писателей и философов  была настроена про-суфийски или прямо исповедовала это учение. Гораздо легче перечислить имена известных мусульман, которые не имели никакого отношения к суфизму, чем тех, кто был так или иначе к нему причастен.

Что такое сам суфизм, сформулировать не так-то просто. Он одновременно очень доступен и очень сложен. Если говорить совсем коротко, то это смесь религиозной мистики с аскетизмом. Звучит знакомо, не правда ли? Как раз на таком союзе были основаны многие религии и философские школы, начиная с самых древних.

Действительно, у суфизма можно найти прямые параллели с буддизмом, даосизмом или христианским монашеством. Гностики, манихеи и неоплатоники тоже без труда обнаружат с ним внутреннее сродство. 

Сам по себе суфизм не привнес в копилку человечества ничего нового. Все, что было характерно для этого течения: понятие «пути», отвержение всего мирского, обеты бедности и безбрачия, религиозные братства, мистические действа, – уже встречалось и раньше. Можно сказать, что это общие черты определенного типа религиозной жизни, которая сплошь и рядом пробивает себе путь даже в самых не приспособленных к нему вероучениях. 

Именно так и произошло с исламом: он начинался как очень активная и земная, далекая от всякой аскетики и мистики религия, а в итоге пришел к крайним формам экстатической и иррациональной веры, которой может позавидовать любой эзотерик. 

Уникальность суфизма связана с тем, что он возник на исламской почве и развился в среде мусульман. Это учение несет на себе явный и глубокий отпечаток ислама — хотя при этом остается чисто мистическим течением, гораздо более близким к другим эзотерическим школам, чем к самому исламу. 

Какие бывают суфизмы

Мусульманский суфизм многолик, разнообразен и противоречив. Можно назвать как минимум два суфийских течения, пересекавшихся друг с другом и с официальной доктриной ислама в самых разных сочетаниях и вариантах. 

Сторонники первого направления стояли ближе к традиционной вере и делали упор на медитацию, духовное очищение и строгую аскезу. Они считали, что суфийские упражнения — необходимый этап на пути постижения Творца. 

Приверженцы второго полагали, что любая практика в принципе бесполезна. Лучше просто разом отбросить все земное, включая собственный разум, и достигнуть Бога одним прыжком «безумной веры». 

Два этих течения разделялись, кроме всего прочего, и национально-географически: западный суфизм был более трезвым и правоверным, а восточный – отчаянно мистическим и экстатическим. Именно на Востоке появились дервиши и заразили своей экзальтированной верой даже благоразумных турок.

С течением времени суфизм сильно менялся и приобретал новые формы. Сначала он выглядел как небольшой круг единомышленников, проповедовавших мистические озарения и суровый аскетизм. В это время возникли первые суфийские общины – ханаки, еще не скованные никакими правилами и уставами. Это был просто кружки учеников, собиравшихся вокруг авторитетного учителя. 

Двумя-тремя веками позже, в эпоху сельджуков и монголов, появились более строгие суфийские «братства». Они были основаны на так называемом тарике – уставе и методе, который превратил свободные общины верующих в четко организованные общества. 

Мистические метания суфиев к этому времени почти закончились, полностью подчинившись исламской ортодоксии. Зато в суфийской практике, наоборот, вопреки мусульманской традиции утвердились разные формы коллективного экстаза.

Наконец, в эпоху османов суфийское учение отлилось в форму таифы – ордена, связанного строгой дисциплиной и беспрекословным послушанием своему руководителю. В братствах суфиев воцарилась жесткая, почти военная иерархия, которая пронизывала сверху донизу всю общину. 

Во главе ордена теперь стоял шейх – посредник между братьями и Богом, обладавший личной святостью и передававший ее по наследству. В этом святом учителе сосредотачивалась вся благодать и вся мистическая суть суфийской веры, когда-то призывавшей к прямому общению между тварью и Творцом. 

К XVIII веку течение суфизма окончательно слилось с ортодоксальным суннизмом, а вольный и мятежный дух суфиев исчез, сменившись полным подчинением шариату и государственным властям.

Но об этом мы поговорим в следующих постах.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Когда я первый раз лежала в роддоме, все было легко , просто и понятно. Ребенка учили пеленать. Знаете, так сильно-сильно, в пеленку, еще советских времен, со штампом роддома, у меня даже силы не хватало на эти манипуляции, только муж осиливал ...
Однажды к старцу Паисию пришел человек, у которого было множество проблем, и сказал ему: – Отче, у меня то-то и то-то, скажите, что мне делать? Старец спросил его: – А ты ходишь на Святую литургию? – Не хожу. – Так вот, будешь ходить теперь каждое воскресенье. – ...
Каниииикулы ) Я в кои-то веки свободная и временно бездетная женщина, имею ж право поселфить?)) ...
Завершая историю Романовой и Козлова. Как вы помните, некоторое время назад Политрэш писал о политзаключенных , в списке которых обнаружились достойнейшие из рукопожатнейших. Террористы Муртазалиева, Гумаров и Шайхутдинов, рейдер Барановский, ...
Ну и продолжим про ,  хотела аж написать Исламскую революцию,  но все таки про борьбу с ношением хиджаба- https://gelena-s.livejournal.com/1798922.html или неношением.  Где около десятого года,  не помню точно,  попалась в прессе такая маленькая заметочка. ...