Первый пост о суфизме. Что это вообще такое
vl_sokolov — 04.11.2021Когда-то я уже говорил про ранний суфизм, но это явление настолько мощное и крупное, что сколько о нем не пиши, все будет мало. Кто не знает суфизма, тот не знает ислама. Начиная с 12 века, это — главный и решающий стержень всей духовной и повседневной жизни мусульман.
Власть большинства мусульманских правителей держалась именно на суфийских орденах. Огромная часть поэтов, писателей и философов была настроена про-суфийски или прямо исповедовала это учение. Гораздо легче перечислить имена известных мусульман, которые не имели никакого отношения к суфизму, чем тех, кто был так или иначе к нему причастен.
Что такое сам суфизм, сформулировать не так-то просто. Он одновременно очень доступен и очень сложен. Если говорить совсем коротко, то это смесь религиозной мистики с аскетизмом. Звучит знакомо, не правда ли? Как раз на таком союзе были основаны многие религии и философские школы, начиная с самых древних.
Действительно, у суфизма можно найти прямые параллели с буддизмом, даосизмом или христианским монашеством. Гностики, манихеи и неоплатоники тоже без труда обнаружат с ним внутреннее сродство.
Сам по себе суфизм не привнес в копилку человечества ничего нового. Все, что было характерно для этого течения: понятие «пути», отвержение всего мирского, обеты бедности и безбрачия, религиозные братства, мистические действа, – уже встречалось и раньше. Можно сказать, что это общие черты определенного типа религиозной жизни, которая сплошь и рядом пробивает себе путь даже в самых не приспособленных к нему вероучениях.
Именно так и произошло с исламом: он начинался как очень активная и земная, далекая от всякой аскетики и мистики религия, а в итоге пришел к крайним формам экстатической и иррациональной веры, которой может позавидовать любой эзотерик.
Уникальность суфизма связана с тем, что он возник на исламской почве и развился в среде мусульман. Это учение несет на себе явный и глубокий отпечаток ислама — хотя при этом остается чисто мистическим течением, гораздо более близким к другим эзотерическим школам, чем к самому исламу.
Какие бывают суфизмы
Мусульманский суфизм многолик, разнообразен и противоречив. Можно назвать как минимум два суфийских течения, пересекавшихся друг с другом и с официальной доктриной ислама в самых разных сочетаниях и вариантах.
Сторонники первого направления стояли ближе к традиционной вере и делали упор на медитацию, духовное очищение и строгую аскезу. Они считали, что суфийские упражнения — необходимый этап на пути постижения Творца.
Приверженцы второго полагали, что любая практика в принципе бесполезна. Лучше просто разом отбросить все земное, включая собственный разум, и достигнуть Бога одним прыжком «безумной веры».
Два этих течения разделялись, кроме всего прочего, и национально-географически: западный суфизм был более трезвым и правоверным, а восточный – отчаянно мистическим и экстатическим. Именно на Востоке появились дервиши и заразили своей экзальтированной верой даже благоразумных турок.
С течением времени суфизм сильно менялся и приобретал новые формы. Сначала он выглядел как небольшой круг единомышленников, проповедовавших мистические озарения и суровый аскетизм. В это время возникли первые суфийские общины – ханаки, еще не скованные никакими правилами и уставами. Это был просто кружки учеников, собиравшихся вокруг авторитетного учителя.
Двумя-тремя веками позже, в эпоху сельджуков и монголов, появились более строгие суфийские «братства». Они были основаны на так называемом тарике – уставе и методе, который превратил свободные общины верующих в четко организованные общества.
Мистические метания суфиев к этому времени почти закончились, полностью подчинившись исламской ортодоксии. Зато в суфийской практике, наоборот, вопреки мусульманской традиции утвердились разные формы коллективного экстаза.
Наконец, в эпоху османов суфийское учение отлилось в форму таифы – ордена, связанного строгой дисциплиной и беспрекословным послушанием своему руководителю. В братствах суфиев воцарилась жесткая, почти военная иерархия, которая пронизывала сверху донизу всю общину.
Во главе ордена теперь стоял шейх – посредник между братьями и Богом, обладавший личной святостью и передававший ее по наследству. В этом святом учителе сосредотачивалась вся благодать и вся мистическая суть суфийской веры, когда-то призывавшей к прямому общению между тварью и Творцом.
К XVIII веку течение суфизма окончательно слилось с ортодоксальным суннизмом, а вольный и мятежный дух суфиев исчез, сменившись полным подчинением шариату и государственным властям.
Но об этом мы поговорим в следующих постах.