Первый пост о суфизме. Что это вообще такое

топ 100 блогов vl_sokolov04.11.2021

Когда-то я уже говорил про ранний суфизм, но это явление настолько мощное и крупное, что сколько о нем не пиши, все будет мало. Кто не знает суфизма, тот не знает ислама. Начиная с 12 века, это — главный и решающий стержень всей духовной и повседневной жизни мусульман. 

Первый пост о суфизме. Что это вообще такое

Власть большинства мусульманских правителей держалась именно на суфийских орденах. Огромная часть поэтов, писателей и философов  была настроена про-суфийски или прямо исповедовала это учение. Гораздо легче перечислить имена известных мусульман, которые не имели никакого отношения к суфизму, чем тех, кто был так или иначе к нему причастен.

Что такое сам суфизм, сформулировать не так-то просто. Он одновременно очень доступен и очень сложен. Если говорить совсем коротко, то это смесь религиозной мистики с аскетизмом. Звучит знакомо, не правда ли? Как раз на таком союзе были основаны многие религии и философские школы, начиная с самых древних.

Действительно, у суфизма можно найти прямые параллели с буддизмом, даосизмом или христианским монашеством. Гностики, манихеи и неоплатоники тоже без труда обнаружат с ним внутреннее сродство. 

Сам по себе суфизм не привнес в копилку человечества ничего нового. Все, что было характерно для этого течения: понятие «пути», отвержение всего мирского, обеты бедности и безбрачия, религиозные братства, мистические действа, – уже встречалось и раньше. Можно сказать, что это общие черты определенного типа религиозной жизни, которая сплошь и рядом пробивает себе путь даже в самых не приспособленных к нему вероучениях. 

Именно так и произошло с исламом: он начинался как очень активная и земная, далекая от всякой аскетики и мистики религия, а в итоге пришел к крайним формам экстатической и иррациональной веры, которой может позавидовать любой эзотерик. 

Уникальность суфизма связана с тем, что он возник на исламской почве и развился в среде мусульман. Это учение несет на себе явный и глубокий отпечаток ислама — хотя при этом остается чисто мистическим течением, гораздо более близким к другим эзотерическим школам, чем к самому исламу. 

Какие бывают суфизмы

Мусульманский суфизм многолик, разнообразен и противоречив. Можно назвать как минимум два суфийских течения, пересекавшихся друг с другом и с официальной доктриной ислама в самых разных сочетаниях и вариантах. 

Сторонники первого направления стояли ближе к традиционной вере и делали упор на медитацию, духовное очищение и строгую аскезу. Они считали, что суфийские упражнения — необходимый этап на пути постижения Творца. 

Приверженцы второго полагали, что любая практика в принципе бесполезна. Лучше просто разом отбросить все земное, включая собственный разум, и достигнуть Бога одним прыжком «безумной веры». 

Два этих течения разделялись, кроме всего прочего, и национально-географически: западный суфизм был более трезвым и правоверным, а восточный – отчаянно мистическим и экстатическим. Именно на Востоке появились дервиши и заразили своей экзальтированной верой даже благоразумных турок.

С течением времени суфизм сильно менялся и приобретал новые формы. Сначала он выглядел как небольшой круг единомышленников, проповедовавших мистические озарения и суровый аскетизм. В это время возникли первые суфийские общины – ханаки, еще не скованные никакими правилами и уставами. Это был просто кружки учеников, собиравшихся вокруг авторитетного учителя. 

Двумя-тремя веками позже, в эпоху сельджуков и монголов, появились более строгие суфийские «братства». Они были основаны на так называемом тарике – уставе и методе, который превратил свободные общины верующих в четко организованные общества. 

Мистические метания суфиев к этому времени почти закончились, полностью подчинившись исламской ортодоксии. Зато в суфийской практике, наоборот, вопреки мусульманской традиции утвердились разные формы коллективного экстаза.

Наконец, в эпоху османов суфийское учение отлилось в форму таифы – ордена, связанного строгой дисциплиной и беспрекословным послушанием своему руководителю. В братствах суфиев воцарилась жесткая, почти военная иерархия, которая пронизывала сверху донизу всю общину. 

Во главе ордена теперь стоял шейх – посредник между братьями и Богом, обладавший личной святостью и передававший ее по наследству. В этом святом учителе сосредотачивалась вся благодать и вся мистическая суть суфийской веры, когда-то призывавшей к прямому общению между тварью и Творцом. 

К XVIII веку течение суфизма окончательно слилось с ортодоксальным суннизмом, а вольный и мятежный дух суфиев исчез, сменившись полным подчинением шариату и государственным властям.

Но об этом мы поговорим в следующих постах.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Да уж, украинские и белорусские U-21 в плей-офф чемпионата Европы играют,белорусы те вообще ждут результатов, сегодня они при определённых раскладах, на Олимпиаду могут попасть. Узбекская U-17 на чемпионате мира с новой зелендией сегодня играет, по ...
Несколько лет по интернету гуляет фотка, где рядом со мной стоит молодая приятная девушка. Хорошая такая девушка. С серьезным взглядом серых глаз и большой девичьей грудью. Видел я эту девушку один раз и даже с ней не разговаривал. Привез её к нам ...
#цитата #совершенство #камень #камни #пирамидка #дзен #камнипирамидка #камнистолбик #вода #река #озеро ...
Vitaly Zaytsev вывесил фотку ...
Это уже у меня было, но здесь такое качество, что можно распечатать и повесить на стену. Комическая карта военных действий. Эта знаменитая сатирическая карта «Осьминог» была впервые опубликована в марте 1877 года, через два месяца после того, как Россия напала на Османскую империю в ...