"Первая позиция. Русский балет" в Манеже.
babs71 — 16.03.2023 4-5 марта мы с женой в очередной раз съездили в Москву, чтобы посмотреть тамошние временные выставки. И входя в московский Манеж на выставку советского искусства мы услышали, как две бабульки интересовались у кассиров, где тут у них выставка про балет. Моя супруга с гордостью объяснила им, что выставка про балет хоть и в Манеже, но не в Москве, а в Питере. Сами мы эту выставку к тому моменту еще не смотрели, но уже на следующие выходные отправились в питерский Манеж. Однако тут нам пришлось обломаться, поскольку оказалось, что билетов на выставку нет. Так что посетили мы ее только в прошедшую субботу, заранее взяв билеты через интернет. Именно этой выставке и будет посвящен сегодняшний пост.Сразу скажу что выставка оказалась очень интересной. Причем самое интересное в ней не столько экспонаты (они хоть и неплохие, но каких-то особых шедевров нет, в плане экспонатов бывали в Манеже выставки и поинтереснее), сколько оформление выставки и информация на ней. Манеж всегда старательно выпендривается в плане оформления, однако это, пожалуй, первый случай за последнее время, когда оформление не только выпендрежное, но и интересное.
Пожалуй, единственный заметный недостаток выставки связан с бесплатным аудиогидом, который выдается посетителям. Дело в том, что он должен сам позиционироваться по экспонатам и играть то музыку, то выдавать разнообразную дополнительную информацию в зависимости от местоположения. Однако зоны эти практически никак не обозначены (кое-где у экспонатов есть значки, но они малозаметны, и даже если ты видишь их, то все равно довольно сложно найти точку, где включится аудиогид), а кое-где и вовсе неверно размечены (так, рассказ о художнике Эберлинге я услышал, находясь с обратной стороны от его картины). В остальное же время аудиогид играет нон-стоп музыку, причем играет он ее довольно громко, что раздражает, так что просто снимаешь наушники и ходишь без них (имело бы смысл приглушить музыку по сравнению с текстом).
Тем не менее, в целом выставка сделано очень интересно, так что всем ее рекомендую. А пока предлагаю совершить по ней небольшую прогулку.
Раздел, посвященный балету "царских времен" оформлен силуэтами царей, одновременно играющими роль разделителей в экспозиции.
Первое балетное представление в России, поставленное еще при царе Алексее Михайловиче. Роли исполняли обитатели "немецкой слободы", а руководил постановкой балета военный инженер (после этой информации я их еще больше зауважал):
А. Г. Варнек "Портрет актрисы и танцовщицы Е. А. Колосовой":
А. И. Истомина ("блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна...") в роли Флоры:
Схемы театральной машинерии, изображающей плывущий корабль:
И эскиз корабля для балета "Корсар" ( (на выставке работала движущаяся модель, демонстрировавшая, как эта машинерия работала, я пытался снять видеоролик, но он не получился):
Эскизы Константина Коровина к балету "Конек-Горбунок":
Известная серия фарфоровых фигурок "Народы России" (правда, какое отношение она имеет к балету, я не понял):
Реконструкция одной из сцен из первой постановки "Лебединого озера", которая выпала из дальнейших постановок. В ней Принц и Одетта встречаются не один на один, а оба со свитой:
Михаил Врубель. "Дама на котурнах":
Александр Головин. Эскиз декорации к опере "Орфей и Эвридика":
Главный по объему размер посвящен дягилевским "Русским сезонам" и назван "Русский дух":
Михаил Бобышов. "М. М. и В. П. Фокины в балете "Карнавал":
Валентин Серов. "Портрет Вацлава Нижинского":
Эскизы Александра Бенуа к балетам "Психея" и "Павильон Армиды":
Очень интересная серия эскизов Леона Бакста к балету "Нарцисс". Вот эта работа хрестоматийная:
Однако другие я увидел впервые:
Александр Головин. Эскизы к балету "Жар-птица":
Наталья Гончарова. "Феникс":
Предметы народного искусства, которыми вдохновлялись художники:
И балетные костюмы "по мотивам":
Николай Рерих. Эскиз к балету "Весна священная":
Иван Билибин. Эскизы к балету "Жар-птица":
Современная реконструкция костюма Жар-птицы по эскизу Бакста:
Балет "Петрушка" в оформлении Александра Бенуа:
Эскизы Натальи Гончаровой к балету "Литургия":
Очень интересные эскизы Бориса Анисфельда:
Портрет Анны Павловой работы Бакста:
И старинная икона "Благовещение" с забавными лебедями:
Советский раздел экспозиции начинается с театральной кассы, на которой висит объявление, что "билетов нет" (аудиогид же изображает в это время диалог театралов в очереди за этими самыми билетами в Большой театр). А рядом с началом приводятся весьма любопытные цитаты из переписки Ильича с другими большевиками на тему балета. Дело в том, что Ленин хотел закрыть балетные театры, которые жрут слишком много субсидий, а освободившиеся деньги использовать более продуктивно. Возражали ему Луначарский и, внезапно, Калинин.
Эскизы Леонида Чупятова к балету "Красный вихрь":
Эскизы Николая Мусатова к балету "Смерч".
Вот эти товарищи - "Семь смертных грехов":
"Рабочий и колхозница" (какое отношение они имеют к балету, я тоже не очень понял):
Зинаида Серебрякова:
Федор Федоровский. Эскиз костюма "Одиллии" к неосуществленному варианту "Лебединого озера":
Вера Мухина. Балерина Марина Семенова:
Советские статуэтки, изображающие балерин:
Константин Симун. Портрет Аллы Осипенко:
Эскизы к балету "Клоп":
А. Г. Слепков. "Артист балета Шамиль Балтачеев в роли шлагбаума. Балет "Женитьба по Н. В. Гоголю":
Заканчивается советский период экспозиции тоже забавно. Стоит советский телевизор, по которому идет "Лебединое озеро", а напротив кресло, стол и открытый календарь:
На втором этаже разместились несколько разделов. Один из них посвящен балетной школе и Агриппине Вагановой:
Татьяна Бруни. "Ученицы балетной школы":
Борис Эрдман. "Гимнастки":
Леонид Сойфертис. "Балетная школа":
Еще один раздел выставки назван посвящен балетному костюму:
Анна Щекатихина-Потоцкая. Эскиз костюма Берендейки для балета "Весна Священная":
Наталья Гончарова. Эскиз костюма Жар-птицы:
Последний раздел выставки посвящен балету "Лебединое озеро". Там представлены подлинные вещи Чайков
|
</> |