Первая Мировая, 1914 год

"...Сегодня Михиловъ День, День Ангела моего, а работа всё та же - поднимать в гору Артиллерiю..."
Ноябрь, 1914 год

Записки из дневника моего деда Михаила Анисимова с полей сражений
Орфография сохранена
8 ноября
С Днем Ангела, Михаил Сидорович!

(справа)
Сегодня Михиловъ День, День Ангела моего, а работа всё та же - поднимать в гору Артиллерiю. В 4 часа кончили, стали Бивакомъ въ дер Быстрой. Слава Богу, обвозъ верхами Хлеба привезъ немного. Повеселели Солдаты. Деревня небольшая, квартиръ мало, а воиска здесь сгрупировалось два полка 45-48 Сибирскiе полки 2-3 12 Сибир. Стрелковой Ар. Бригады. За неименiемъ помещений и сараевъ, пришлось ночь танцевать у огня. Если животъ греешь, спина мерзнетъ, а объ ногахъ говорить не осталось, танцуемъ всё время. Скажите, пожалуйста, какое нужно терпенiе, ноги очень длинныя. Последнее свое Здоровiе на Алтарь воины приносимъ. При одномъ воспоминанiи ито невольно слезы катятца изъ глазъ.
9-го ноября
Очень сильный морозъ съ 3-го ноября, Солдаты очень заболели. В 2 часа дня выехали въ походъ черезъ село Волосянки. Село разбито пожжоно сильно. За симъ селомъ очень высокая гора, более 5000 футовъ вышины и по этой горе проведена Шоссеиная дорога, очень хорошая дорога, прошла она в виде петли или сигзагъ, то локтями 15 поворотовъ. А по самой горе прошла Железная Дорога, около деревни Волосянка очень высокий Железнодорожный Мост отъ земли.

Австрицы взорвали, очень плохо! Наши въ короткое время прiзвели ремонтъ. Бивакомъ встали около станцiи Сянки, ночлегъ въ 2-х этажномъ заведенiи. Очень рады, что спать въ помещенiи зданiя. Очень хорошо и здесь жили Служащiе Железной Дороги.
10-го ноября
Ж. Д. станцiя очень хорошая, ночь провели очень хорошо и бодры духомъ. Въ 6 чес. утра въ походъ, по дороге Жительства разорены и пожоны, а Жители здесь которы повешаны. Свещенниковъ и мужской полъ угнали собой.
11-го ноября
Дер. Буковецъ. Въ этомъ селе Австрицы очень много привесили и казнили разнымя способами (вешали или растреливали) черезъ кляузы Жидовъ, мущинъ сбой угнали, а остальныхъ не поспели, так что Русскiе воиска занели скоро. По рассказамъ Жителей, Австрицы очень издевались надъ мирнымя Жителями и отнимали, что имели Жители.
12-го ноября
Опять въ походъ. По прибытiи Русскихъ воискъ Жиды бежали, а хотя кто и оставался, то прятались въ подвалы или на чердаки или боезливо выглядывая иза косека въ окно. Въ Селе Ваничахъ ночлегъ.

13-го
Выежаемъ на старую дорогу. Въ 6 чес. вечера прiехали въ местечко Лютовиска, когда ехали въ первый разъ, здесь яицъ было очень много. Очень много - несколько сотъ тысячъ. Яйца были Жидовскiя, а Жиды убежали. Солдаты поразворочали подвалы, где хранились яицы и носили, точно картофель ведрами, хотя и начальство не приказывало брать яицы и становили часовыхъ. Не смотря на угрозы Начальства, ночью ходили партiями, такъ какъ Солдаты Жидовъ очень ненавидели. Жиды Мирныхъ Жителей очень угнетали. Жидъ - помещикъ и Чиновникъ, Жидъ последнiй сокъ вытегаетъ у Полякъ и Русинъ, Жидъ заставляетъ руку целовать, Жидъ и на Суду правъ.
Жиды всеми средствами обижали Мирныхъ и трудолюбивыхъ Русинъ. У Жида заведенiя и каждый живетъ, какъ помещикъ и роскошный домъ, а у Русинъ, какъ конюшня объ одномъ окне и безъ трубы, нетъ воли не въ чемъ, обращаютца, какъ съ последнимъ животнымъ, а когда Рускiя воиска отступятъ съ Австриiской територiи, Евреи кляузничаютъ на Русинъ, за что бедныя платились своей Жизнiю. Каждый Рускiй Солдатъ кипитъ ненавистью къ Жидамъ. Съ 31 октября по 13-е ноября Солдаты разобрали все Жидовскiя яицы. Ночлегъ въ М. Лютовиска.
14-го ноября
Въ походъ черезъ М. Устрики въ Дер. Устьяново, на ночлегъ прiехали очень поздно в 10 чес. вечера. Заговенiе на Филипповъ постъ, заговились Сухой Корочкой и с Великой Горестью поминали Домашнiю Жизнь. Спали въ грязныхъ халупахъ, да въ сараяхъ и то биткомъ набито.
15-го ноября
Пошли опять горы и по дороге очень много партiй гонятъ пленныхъ, гонятъ Кзаки. Въ сегоднешнiй день прогнали по Шоссе более 2000 Австрицовъ, вывозились въ грези, у многихъ шинели погорели и очень тощи. Изъ милости у насъ просятъ Хлеба, указывая себя въ грудь, - я Русинъ, я - Русинъ. Жалко смотреть на враговъ и по неволе одашь последнiй сухарь, онъ не виноватъ, какой онъ мне врагъ, когда я ево въ первый разъ вижу?! Какую онъ мне причину сделалъ?!
Онъ такоиже не виный Человекъ, какъ и я. Это заставила ВСЁ ДЕЛАТЬ ВОИНА, а онъ не причемъ, онъ такъ же несетъ холодъ и голодъ, и все солдатские нужды, и он такой же православный. Ночлегъ въ Мест. Лисовиска.
16-го ноября
За М. Лисовиска протекаетъ река Санъ, здесь Саперы строятъ Новый Мостъ, старый Австрицы взорвали. Дорога очень гористая, одне горы. Ночлегъ въ Дер. Камышино. На высокой горе, ветеръ очень сильный, помещенiя все заняты парковымя и 45 полкомъ, мы помещались на чердакахъ въ соломе. Морозъ и здесь находилъ, не давалъ спать...
17-го ноября
Бивакъ на старомъ месте, погода Очень Скверная, ветеръ Сечетъ. Отъ сильнова ветра Лошади стали Очень пропадать. Мясо получали каждый на руки и каждый въ котелке приготовлялъ для себя, Походная Кухня попортилась.
18-го ноября
На старомъ Биваке. Кони валятца отъ холоду и много больныхъ. Въ подвале подъ горой устроили Баню съ младшимъ Феерверкеромъ Ф. М. Сидоровымъ - навесили двери и сложили Каменку. Первый разъ пришлось помытца, какъ выехали изъ Г. Иркутска, парились дубовымъ веникомъ, которые страшно въ руки взять, можно такимъ веникомъ всё тело проколоть, а здесь Парились за Первый Сортъ, такъ что каждое место припрашиваетъ, всё время въ лопоти, насекомые совсемъ заели, пешкомъ такъ и ходятъ. После Бани меньше тревожили и себя чуствовалъ хорошо.
19-го ноября
5 чесовъ утра, въ походъ , день солнечный. Ночлегъ С. Полада, здесь Народъ опрятнее и побольше трубы въ домахъ, на стенахъ вывешаны торелки. Народъ въ Галицiи Религiозный - изъ стены въ стену всё образа наставлены. Ночлегъ хороший.
20-го ноября
Походъ. Дорога пошла гористая и всё лесомъ . По дороге попадаютъ не подобраные тела Австрицевъ и очень много убитыхъ Лошадей. Сильныя проволочныя загражденiя и окопы, и земля изрыта тежолымя снарядами, и оставлено много проволоки. Здесь недавно прiисходилъ бой. Ночлегъ въ Дер. Чальма.
21-го ноября
Изъ Дер. Чальмы уехали въ Дер. Стырово. 5 чес. утра, встали на позицiю. Очень удачно 1-я батарея встала по леву сторону дороги, а 2-я по правую. Очень сильный Артеллерискiй Бой по Местечку. Справа, где непрiятель занималъ позицiи, Австриская Артеллерiя не могла обнаружить наши Батареи, делалъ недолетъ. Наша Ателлерiя работала Превосходно! Изъ 1-й Батареи ранило въ руку, а изъ 2-й Константина Мишина въ ногу Шарапнельной пулей, который разговаривалъ у телефона.
На Батарее нашъ наблюдатель былъ очень хороший на высокой горе. М. Виравзъ видать очень хорошо, а такъ же Непрiятельскiя окопы. Очень сильная атака прiисходила, пулеметы безъ перерывно работали , неговоря объ винтовочной. Бой шелъ для насъ Удачный, раненыхъ и убитыхъ было немного. За 21-е взято нашими полками больше 100 человекъ Австрицевъ.

22-го ноября
Наша Артеллерiя сосредоточила очень сильный огонь. М. Вараву в 8 чес. утра очистили отъ Непрiятеля, за непрiятелемъ в 3 чеса мы встали за Местечко на позицiю. За Местечкомъ въ лесу поймали вооруженова Австрица Я с А. Юдинымъ. Увидя насъ, хотелъ бежать, но Мы его задержали. Здесь жилъ какой-то очень богатый помещикъ, справа стоитъ въ высокихъ горахъ. На новой позицiе сегодня огня открыть не пришлось, наша часть очень задалась впередъ, точно въ рукавъ.
23-го ноября
Вправо отъ Местечка очень сильная кононада. Нашъ полкъ порядочно захватилъ сегодня въ пленъ, наша Артеллерiя молчала и Непрiятельская молчала.
24-го ноября
Сегодня 45-й Сиб. полкъ занялъ Дер. Вильна. На правомъ фланге очень сильная кононада.
25-го ноября
Дожикъ согналъ снегъ. Правее насъ очень жестокiй прiисходилъ бой ружеиный и пулеметный безъ перерывный, а Артеллерiя работала до Вышихъ размеровъ и всю ночь Шолъ Бой.

26-го ноября
На тоиже позицiе, 10 ч. ночи. Хотели выехать впередъ, но отставили, Непрiятельская Артеллерiя обстреливала наши позицiи изъ Горныхъ Орудiй. Разведчикъ Дмитриевъ доноситъ, что впередистоящей деревне, Непрiятель расположился на Бивакъ, а 47-й Сиб. полкъ, вероятно, отступилъ. Но наши не знали, в виду чего пришлось остатца на старой позицiи.
Использованы фотографии Frank Hurley's
Памяти деда посвящается
Продолжение следует...
|
</> |