Первая апрельская прогулка: загадка дома на Фрунзе, район штаба округа, улица Муравьева-Амурского
dkphoto — 16.04.2012 Вчера у меня, можно сказать, был первый выходной практически за ближайший месяц. То, что утром пришлось пройти техосмотр и позднее заехать в банк, это ерунда – главное, что голова была полностью свободна от всяких мыслей о работе и учебе. Удалось-таки разорвать порочный круг и прерывать долгое сидение в четырех стенах за компьютером или конспектами. С удивлением осознал, что предыдущий раз просто так гулять мне доводилось аж в начале января и было это еще в Таиланде. Тем приятнее оказалось прогуляться по городу с фотоаппаратом, чему и посвящен этот внеплановый альбом.6 Юго-восточная боковая сторона здания хранит на себе следы, очень похожие на воздействие осколочных артиллерийских снарядов орудий сравнительно небольшого калибра и, возможно, винтовочного огня. Единственная версия, которая приходит мне в голову, что это чудом сохранившиеся свидетельства городских боев 5 апреля 1920 года, когда японцы неожиданно напали на гарнизон красных партизан. В тот день японская артиллерия вела обстрел речного порта, Нижнего базара, центральной части города (в частности, тогда сильно пострадали дома вдоль Муравьева-Амурского в районе современного ЦУМа), железнодорожного вокзала, а также штаба и казарм партизанских отрядов.
Штаб находился сравнительно недалеко от запечатленного тут здания – в бывшем Кадетском корпусе, где сейчас расположен штаб Восточного военного округа. Казармы же находились на обширной площади вокруг, и в поврежденном здании непременно была расквартирована какая-то из частей 35 полка.
Кирпичная кладка в начале XX века отличалась обстоятельностью, не то что в более поздние времена, поэтому стена легко могла выдержать прямые попадания небольших снарядов, особенно если те были осколочными, а не фугасными. Судя по характеру повреждений и кучности, обстрел, скорее всего, вели не с Орлова поля, а со значительно меньшей дистанции и, вероятно, прямой наводкой. Удивительно только, почему за столько лет, прошедшей с кровавых боев Гражданской войны, повреждения кладки так и не устранили, ведь здание явно ремонтировалось и почти наверняка неоднократно.
Впрочем, это все мои догадки. Надеюсь, со временем все-таки удастся раскопать истину. Однако если моя версия все же верна, эта стена ей-богу достойна стать городской исторической достопримечательностью и получить соответствующую мемориальную табличку.
7 Кстати, об исторических достопримечательностях. В субботнее утро на углу Амурского бульвара и той же улицы Фрунзе кипели работы по сооружению забора вокруг бывшего доходного дома Филата Кротких постройки 1908 года (Фрунзе, 85) и прилегающего к нему деревянного дома (№87). Первый из них является памятником архитектуры краевого значения, но уже давно пребывает в весьма печальном состоянии. Что-то мне подсказывает, что участок огораживают отнюдь не для реставрации объекта культурного наследия, а для уничтожения его и возведения на лакомом участке земли очередного новостроя. Как бы я был рад ошибаться!
8 После долгих размышлений включил в подборку фотографию одного из двориков в конце улицы Фрунзе, где та уже и улицу-то не напоминает. Видно, что обошлись самым минимумом средств, но вид у дворика уже не депрессивный, как у окружения. В мае, когда появится зелень, думаю, и тут вовсе будет уютно.
9 Заканчивается строительство жилого дома для военных на углу переулка Госпитального и улицы Истомина. На переднем плане тоже стоит дом военного ведомства, только он почти на столетие старше.
10 В принципе, ничем не примечательный дом по улице Калинина (№134). Однако показательно лоскутное одеяло нижнего этажа, занимаемого различными магазинчиками, и то, как из-за рельефа меняется само понятие нижнего этажа. Справа этажность здания имеет стандартное значение «пять», а слева (за границами кадра) уже семь этажей. Впрочем, это не рекорд: жилой дом работников НКВД на улице Волочаевской со стороны Уссурийского бульвара имеет восемь этажей, а в верхней части рельефа лишь четыре.
11 Надстроенный бизнес центр (Калинина, 132). Под сайдингом и дополнительными этажами скрывается еще советское здание. На мой взгляд, эстетические достоинства полученного результата весьма сомнительны.
12 На козырьке дома №117 по той же улице Калинина сохранились призраки букв прошлой вывески. Такой шрифт уже практически не используют. Да и вообще не вполне понятно, что же сейчас находится внутри.
13 Уличная лестница образца, видимо, 1940-х или 1950-х годов. Крепко побитая жизнью, но все еще сохранившая черты былой солидности.
14 Козырек Дальэлектропроекта (Серышева, 22) авансом поздравляет с Днем Победы. Рядом можно различить и новогоднюю иллюминацию.
15 Если Серышева, 22 сохранил советское панно на фасаде, то бывшая Военная книга (Серышева, 36) аналогичное, увы, утратила. Не могу сказать, будто оно представляло великую художественную ценность, однако то была по сути неотъемлемая часть здания, весьма характерная для советской архитектуры 1970-х годов. Честно говоря, жалко.
16 Упомянутое ранее здание бывшего Кадетского корпуса, а ныне штаба Восточного военного округа (Серышева, 13). Строго говоря, это лишь одно из множества строений штабного городка, занимающего огромный квартал. Показанное тут главное здание было построено в 1901–1903 годах, хотя позднее его облик несколько менялся.
17 Ограда с правой стороны от входа сохранилась оригинальная, дореволюционная. С левой стороны ее разобрали, если ничего не путаю, еще в 1980-х. Тогда же центральный вход от улицы загораживала огромная – высотой с одноэтажный дом – клумба. Разумеется, из соображений безопасности – чтобы не было видно, кто выходит у дверей из машины или садится в нее. Клумба эта исчезла только в 1990-х.
18 Сравнительно недавно, в 2010 году, ограду вдоль левого крыла штаба восстановили. Не вполне аутентично, что заметно по основанию, но в целом неплохо.
Любопытно, что хоть патруль с мрачными лицами и наблюдал за моим фотоаппаратом, съемку запрещать не стали. Помню, еще в 2007 году фотографов тут шугали вовсю.
19 Арка дома середины XX века, стоящего напротив штаба (Серышева, 34). Некогда в этом здании работал магазин хабаровского кондитерского комбината «Спутник». Чертовски жалко, надо сказать, что этот комбинат обанкротился.
20 Двор дома №3 по Амурскому бульвару. Слева вытянулось весьма примечательное здание – дом №101 по Комсомольской улице. Интересно оно тем, что представляет собою центральный трехэтажный каменный корпус, к которому пристроены крылья, в основе которых лежит типовой проект жилого дома-барака образца середины 1930-х годов. Насколько я могу судить, ничем особенным боковые крылья от привычных бараков не отливаются – те же отштукатуренные деревянные стены на каменном основании. Любопытно было бы узнать логику строителей при возведении этого зданию, да, боюсь, это уже невозможно… Так или иначе, а во второй половине 1930-х этот дом уже стоял, я его показывал в альбоме, посвященном довоенному Хабаровску.
21 Также мое внимание вызвала дверца, отчасти напоминающая гаражные ворота, только чуть уже и значительно ниже последних. Ведет она в какое-то, возможно, обширное помещение практически под всем показанным выше двором. На бомбоубежище это не очень похоже, возможно, нечто вроде складского комплекса – в соседнем доме (Амурский бульвар, 3) изначально еще с советских времен работали магазин и предприятие общественного питания.
22 Вот, собственно, упомянутый дом и упомянутый магазин. Впрочем, фотографию я включил в данный альбом еще одной лестницы ради. Она моложе показанной выше, относится уже к 1960-м годам.
23 Ну и контраста ради еще одна лестница – ведущая в другой спортивный магазин в этом же доме, только в выходящем на улицу Тургенева крыле. Нужно быть удивительно спортивным инвалидом, чтобы подняться по такому пандусу!..
24 Контраста ради уже положительный пример – пандус, ведущий к переходу через Муравьева-Амурского вдоль улицы Истомина.
На заднем плане виден жилой дом постройки 1939 года (Муравьева-Амурского, 11). Он интересен тем, что в угловой нише до 1956 года стоял бюст (?) Сталина, а внутри башнеобразного углового объема находился резервуар, обеспечивавший некогда должный напор воды в квартирах.
Кстати, что касается культа Сталина в Хабаровске. Недавно мое внимание обратили на гипотезу, будто на постаменте графа Н.Н. Муравьева-Амурского в середине прошлого века стояла статуя Сталина. В Интернете об этом, да, пишут, но без какой-либо конкретики и совершенно точно без фотоматериалов. Я даже специально провел небольшое книжно-документальное исследование и опросил людей старшего поколения. Судя по всему, ничего подобного не было – на постамент водрузили несоразмерного ему Ленина, которого в 1982 году заменили символической ладей первопроходцев, а в 1992 году на место вернули Муравьева-Амурского. Вообще же крупных памятников Сталина в Хабаровске, по всей видимости, никогда и не было.
25 Амур все еще скован льдами, несмотря на широкие проталины у берегов. А воздух на набережной такой волшебный и весенний, что я чуть было не уснул прямо на скамейке. Настоящее кислородное отравление. :)
26 На Комсомольской площади погожим выходным днем катали желающих на лошадях.
27 Десятки раз уже показывал бывший торговый дом Плюснинах – нынешнюю Краевую научную библиотеку (Муравьева-Амурского, 1), но так и не смог удержаться от очередного соблазна. Очень уж красивое здание. Кстати, именно тут была создана первая в России библиотечная бесплатная беспроводная сеть для посетителей.
28 Первый квартал нечетной стороны улицы Муравьева-Амурского от Комсомольской площади. За торговым домом Плюснина 1902 года тянется новодельный, но сравнительно неплохо стилизованный под старину дом с рестораном «Саппоро», затем узкий торговый дом Танцыревых (1908 год постройки) и угловой торговый дом Пьянковых (1900 год).
29 Следующий квартал: доходный дом Такеучи (1912 год), новодельный, но вполне даже симпатичный и уместный в своем окружении торговый дом «Лотос» и торговый дом фирмы Кунста и Альберса (главным образом левое крыло постройки 1908 года).
30 Завершаю фотопрогулку взглядом на северный склон Артиллерийской горы, по гребню которой тянется улица Ленина, с пересечения улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской. Все никак не могу привыкнуть к этим видам.