
Перстенек с орлом в короне / Polski Crush (1992): żurawina po polsku!

В начале пафосно показаны бои Варшавского восстания. Все повстанцы как на подбор, молодые, красивые, пафосные, хоть сейчас на плакат. Особенно этот польский Вэл Килмер.

И еще мне понравился вот этот отбитый, который не расслышал, как к нему танк подкрался - и в итоге дураку ноги отрезало. Нет, он не глухой, это просто шум фоновая музыка закрыла.

Повстанцы бегают по каким-то развалинам, подозрительно напоминающие старые советские дома, массовкой из 30 человек. Гений Анджей Вайда причем уже тогда использовал трясущуюся камеру на руках для эффекта погружения при экшн-сценах, прям как сейчас! За карательные силы отдуваются две "Пантеры", кое-как сделанные из Т-34 и отлично видно.



На третьей минуте даже дом не выдержал всего этого плакатного пафоса и просто рухнул,и повстанцы сдаются. На этом экшн закончился. Началась драма. Сначала минут 30 поляков угнетают немцы. Ругают, оскорбляют, и даже - о ужас! - ЛАПАЮТ ИХ ПАНОЧЕК!!! Последнее, как вы понимаете, самое страшное. Главный герой - простой студент-недоучка Мартин, который лечится в госпитале. Так как в разгар оккупации никакого контроля нет, к нему тупо приходит некий одноглазый Ник Фьюри - пан майор из подполья.

Он просвещает Мартина, что сюда идет Красная Армия, и их передовые отряды Армии Крайовой, которые с ней познакомились, уже добывают уголь за Полярным кругом. Это цитата. И им, значит, нужны люди для продолжения борьбы против "польского НКВД". Я плохо понял, но видимо, при занятии Польши Советы перманентно разоружали Армию Крайову и тут же ссылали в GULAG.
Мартин, однако, трус и рохля. Свой отряд он распускает и входит в неприятные переговоры с коммунистом от Армии Людовой, неким Татаром. "Я платный агент Кремля!" - пафосно заявляет тот. Да, это выражение было уже тогда... Но иноагент оказался гордым и Мартина в дело не взял. А вскоре приходит и Червона Армия.


За Червону Армию отдуваются те же самые два Т-34 с кучкой массовки на крышах. Их старательно катают в кадре несколько раз, авось кто-то решит, что это разные машины. Танки снабжены красными неуставными звездами.


А вот командир на газике. Не спрашивайте, почему у его водителя танковый шлем и прилепленные очки-консервы. Не знаю. Может, ему холодно.

Мартин приходит в райком партии и униженно просит Татара принять его на работу. Тот долго кобенился, но взял его водителем. И дальше до конца фильма идут зверства советской власти. Первым делом коммунисты вышибли хозяина занятой гостиницы, во-вторую очередь - национализировали под мрачную музыку имение. Я не шучу, это и есть первые же зверства советской власти в фильме. Совершенно очевидно, что превыше всего ставил режиссер...
Потом по ходу пьесы Мартина постоянно домогается некий чекист, который нагло лыбится на него и толсто троллит. То сеанс хиромантии проведет, то пригласит пить вудку, а сам посреди ночи устраивает жесткий допрос на тему "ты состоял в скаутах и прочих антисоветских организациях, пионэр" и так далее. Вволю подзатянув хронометраж на фоне лупцуемой где-то сзади арестованной контры, он наконец взял Мартина на ночное дело. Там-то их чуть не накрыл польский НКВД, который говорил на чистом русском языке и лыбился не менее нагло. Польский чекист в итоге разъярился и назвал НКВД


Даже Татару это не по душе, но он говорит: "Революцию нельзя сделать одним гаечным ключом!" (в мемориз!). Так что на следующее утро офонаревший от столь активного отдыха Мартин видит в окно на станции Армию Крайову. Всю. Она стоит на коленях под охраной NKVD.

Zima and holod. Прибывают эшелоны и Армию Крайову ссылают ту GULAG. Всю...


Ссылаемые каким-то наитием объединяются и начинают при погрузке страдальчески петь "Гимн Польских Рыцарей", который в Польше все в школе учат как гимн Ржечи Посполитой. И хотя обычно люди без тренировки поют в разнобой и фальшивя, тут этого нет - ведь поляки и не такое могут в своем великом сопротивлении режиму!

В общем, примерно в таком духе все и идет до самого конца фильма. Чекисты зверствуют, издеваются над людьми, бухают водяру и пьют за здоровье товарища Сталина. Чекист особенно отжигает горячими речами и лично обещает, что Сталин нашинкует два миллиона поляков на капусту для засолки (это тоже цитата, тут все цитата).


Если что, по сюжету это все конец 1945 года...
В конце этого насыщенного событиями повествования, полного глубокой философской глубины, герой понимает, что лучше смерть, чем предательство, достает трофейный пистоль с войны и стреляется. Его смерть символизируетЪ. Что символизирует? Что лучше умереть, чем служить клятым совкам. К режиссеру, который снимал при советской власти прачувстваванные фильмы о героях-коммунистах это, конечно, не относится. Это другое.
А при чем тут перстенек с орлом в короне? А... Да Мартину медсестра одна его подарила, он и носил весь фильм. Во-о-о-от...
Вот такое замечательное кино снимала Польша в 1992 г. и до сего дня. И неважно, что оно скучное, занудное и плакатное, будто снял его не классик Польши, а мелкий дебютант - поживее "Катыни" и слава богу.
Но огорчаться за Ржечь не стоит, ведь оккупация Советов продлилась недолго, и в 1989-м году Солидарность таки ее скинула. Правда, уходящие совки попытались таки подгадить под конец. Об этом рассказывает польский одногодок "Перстенька" - польский телевизионный недобоевик "Polski Crush". Он посвящен, как лучшие творения НТВ, актуальной для тех времен теме: истории о том, как в начале 90-х совки из уходящих русских войск помогали местной польской мафии переправлять в Россию угнанные в Германии иномарки. Кинишко дешевое, но клюковка есть, когда рюськие военные уезжают на эшелоне с танками под пляски, garmoshka и песни на русском с сильным польским акцентом.


Обратите внимание на опечаленного офицера-танкиста с солдатским значком "Отличник СА" и сувенирной звездочкой "Слава советским ракетчикам".

О, глядите, вновь очки! Ну не меняются оккупанты!

Ну и в конце совков и мафию винтит польский спецназ. Но так как совки ушли в отказ и типа не знали, что у них вместе с танками в эшелонах Мерседесы грузили, то их просто отпустили. Хэппи-энд.

На этом все, выпьем вудки за несчастную судьбу Ржечи Посполитой в ХХ веке, которую тонко изобразил пан Вайда. И с тех все по-другому. Ура!

|
</> |
