Перевернутый мир: платный контент

Сегодня утром получил ещё одну прекрасную иллюстрацию, из магазина Amazon Kindle.
Там поступила в продажу специальная версия романа МакЮэна Solar.
Специальная — в том смысле, что её нельзя читать ни на каком альтернативном букридере, проприетарном или открытом, и даже на самом Amazon Kindle её можно читать, только залогинившись.
Единственная фича, которая делает формат Kindle особенным — Text-to-Speech — для этой книги отключена.
А теперь — внимание, барабанная дробь — сравниваем цены:
Как видим, из пяти возможностей заиметь эту книгу, версия Kindle — самая дорогая.
Тут напрашивается вопрос: а почему так дорого?! Первое, что приходит в голову: Amazon, наверное, оплатил эксклюзивные права. То есть заплатил за то, чтобы ни абонентам Sony Reader Store, ни владельцам iPad, эта книга в электронном виде не была доступна. И теперь пытается отбить плату за эксклюзив высокой монопольной ценой.
Но не тут-то было. Это в нормальном мире так работает: эксклюзивный товар дороже общедоступного.
А в перевернутом мире платного контента — иначе.
Потому что монополия тут — не на книгу МакЮэна. Монополия — на жабры и кошелёк лоха-подписчика.
Именно он, прикованный цепями к Amazon Kindle и его магазину, считается лишённым свободы выбора.
И можно драть с него абсолютно любую цену, потому что куда ж он денется с подводной лодки.
Но, если у него, помимо Kindle, есть ещё и Sony Reader, то электронная версия того же самого Solar обойдётся в $9.99. Ровно вдвое дешевле, чем для узников платформы Kindle. При том, что в магазине Kindle книга в мае объявлена новинкой месяца, а в Sony она продаётся с 23 марта.
Думаете, это какая-то нелепая случайность? Увы, это закономерность. Просто данный рынок так работает.
Вот, например, есть компания Audible, крупнейший игрок на рынке аудиокниг с DRM.
Amazon предлагает купить там аудиокнигу того же самого Solar в авторском исполнении по партнёрской цене в $20,99 (или, в рамках завлекалочки для новых клиентов Audible, за $7.49, но это маркетинговое наебалово в рамках оптовой сделки мы рассматривать не будем).
А теперь попробуем угадать, сколько с нас попросят за в точности ту же самую аудиокнигу Solar другие партнёры Audible, компания Apple и её крупнейший в мире магазин iTunes Store.
Правильно, они попросят $23,95. Потому что в перевёрнутом мире платного контента чем больше у магазина транзакций, тем выше в нём цены. Стив Джобс мечтает довести число оплаченных закачек из iTunes Store до 10 миллиардов. После этого, вероятно, Apple осчастливит нас рекламным слоганом «Налетай, подорожало!»
А самое смешное во всей этой истории — что король даже не голый, он просто скелет.
Потому что и Amazon Kindle, и Sony eReader — это давно уже не железо, а софт.
То есть пользователь одного и того же ноутбука может скачать от производителя легальный эмулятор того и другого, чтобы читать в нём книги из соответствующих магазинов (как и книги соответствующих форматов), не покупая никаких физических моделей букридера ни у тёти Сони, ни у Амазона. Так почему же он станет платить $19,01 вместо $9,99?!
Правильный ответ: потому, что он — лох.
Вся эта индустрия, и у Джобса, и у Бизоса, и у Сони, и у Audible — рассчитана на нового русского из анекдота про галстук за 10 тысяч долларов.
На человека, который не умеет пользоваться Гуглом, не умеет считать деньги, и никогда в жизни не слышал об альтернативах.
А рынок платного контента для нормальных людей, не отвечающих этому описанию, ещё предстоит создавать с нуля.
Причём (спасибо Мошкову, Либрусеку и торрентам) шансы его возникновения куда выше в России, чем на площадке, где сцепились Джобс с Бизосом.