
ПЕРЕВАЛОВ Виктор Порфирьевич


Актер

Приз кинофестиваля "Созвездие" (Тверь, 2007) — "За лучшее исполнение мужской роли второго плана" за роль Клизи Эклезиаста в фильме "Граффити" (2006).
За лучшее исполнение мужской
роли, второго плана в фильме "Граффити" награждён медалью и
дипломом в номинации "Возвращение в кино" на Иссык-Кульском
Кинофестивале (2007), и статуэткой "Волокаламский рубеж" имени С.Ф.
Бондарчука Международного фестиваля военно-патриотического фильма
(2007)
Виктор Перевалов родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде в семье
санитарки и работника торговли.
Обычный ребенок, обычный
детский сад, обычная трудовая семья. Детство пришлось на достаточно
голодные годы. Виктор жил на 10-й Советской улице - это Пески, в
районе Суворовского проспекта; это был "рабочий" район. Семья была
не слишком бедная. Папа вернулся живым с войны, работал; мама
работала; старший брат работал, да и средний помогал. Братья были
намного старше и каким-то чудом все пережили блокаду... Сам Виктор
был поздним ребенком, послевоенным, со всеми вытекающими
последствиями. У семьи была большая коммуналка - в одной нашей
квартире жило семь семей, и Виктор был самый беспокойный жилец.
Виктор был очень похож на
отца. Как и его дочка, да и внучка вроде тоже. Даже когда Виктору
было больше тридцати, он все еще оставался похожим на какого-то
усталого юношу.
Его случайно заметил помощник режиссера, который отбирал детей для съемок во Дворце пионеров, где в этот день первоклассник Витя Перевалов с классом был на экскурсии. В результате – в 1956 году состоялась его первая и сразу же главная роль в фильме «Тамбу-Ламбу».
Мальчик начал сниматься без
простоев из года в год, - переходил с картины на картину,
практически не бывая дома. За ним приезжали на машине, отвозили на
студию, потом привозили обратно. А если нужно было ехать в другой
город, то мама увольнялась с работы и по договору становилась
воспитательницей сына.
Детское кино советского времени Виктору Перевалову пришлось испытать, как говориться, «на своей шкуре». По закону ребенок может работать только четыре часа в день. Но исполнителю главной роли такой регламент не писан, и когда его привозили со съемок, - из носа от перенапряжения текла кровь.
У юного актера был только
один перерыв, - когда он заканчивал шестой класс, учителя говорили:
«Его надо или выгонять, или оставлять на второй год». А когда же
учиться? Он ведь постоянно снимался в кино. И вот после картины
«Марья-искусница» (1959) школа все же приняла жесткие меры:
категорически воспротивилась съемкам ученика Перевалова,
испугавшись, что тот останется полным неучем. Но это не помогло:
Виктор совершенно
забросил учебу, хотя и стал отъявленным двоечником. Он зарабатывал
больше, чем учителя. Все договора подписывала за него мама.
Деньги шли в семью. В свои 8 - 9 лет он вносил в семейный бюджет,
бывало, по сто рублей в месяц. На его первый гонорар родители
купили телевизор «Рекорд».
На пробы к фильму «Республика ШКИД» по мотивам одноименной повести Белых и Пантелеева юная кинозвезда пошел сам и пробовался на общих условиях. Перевалова утвердили на одну из главных ролей – беспризорника Гогу. Воодушевленный удачей, Перевалов, пока снимали «Республику ШКИД», успел сыграть еще в небольшой роли в киноповести режиссера Шакена Айманова «Земля отцов». А затем еще и у Геннадия Шпаликова в картине «Долгая счастливая жизнь» вместе с Инной Гулая, Кириллом Лавровым, Мариной Полбенцевой.
Год спустя Виктор Перевалов снялся в лирической школьной комедии режиссера Ильи Фрэза «Я вас любил». Актеру тогда исполнилось 18 лет, но он выглядел намного моложе. Претендентов на роль было много. Но ему в очередной раз повезло.
В восемнадцать лет Виктора призвали служить в армию – в противовоздушные войска под Ленинградом. Даже в армии Виктор Перевалов умудрился сняться в двух картинах. Одна из них называлась "На дальней точке". Другая – "Старая, старая сказка", где актер исполнил роль принца-трубочиста.
На съемках у Виктора
сложились очень хорошие отношения с Олегом Далем, несмотря на то,
что Олег был очень сложным человеком. Позже они часто встречались
на «Ленфильме». Перевалов в интервью рассказывал: «В последний раз
виделись на съемках незадолго до его смерти. Он стоял в солдатской
шинели, весь понурый и отчужденный. Жуткая, пронзительная жалость к
этому человеку охватила меня в тот момент. Его одиночество
показалось таким огромным, почти вселенским».
После армии ситуация
постепенно стала меняться в худшую сторону. Он регулярно снимался в
кино, но роли становились все меньше и меньше. В сказке «Двенадцать
месяцев» он промелькнул где-то на заднем плане в образе месяца Мая.
Несколько раз Виктор появился в образах милиционеров: в фильме
«Разрешите взлет!», детективе «Дела давно минувших дней»,
киноповести «Длинное, длинное дело», детской ленте «Пятерка за
лето». Последнюю большую роль Виктор Перевалов сыграл в
криминально-приключенческой драме «Трактир на Пятницкой».
Когда Перевалову было за 30 лет, - он снялся в нескольких небольших ролях: Георгий Кузнецов в героической драме «И ты увидишь небо», красноармеец в историческо-биографическом фильме «Инженер Графтио». А затем, поняв, что его время прошло, решил уйти из кино.
В начале 90-х, через десять
лет после ухода из кино, Александр Кавалеров позвал Виктора
Перевалова в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю
отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра,
придурка и старуху. Может быть, в другое время этот фильм и стал бы
для Виктора отправным пунктом для возвращения в кино, но в 90-е
годы было трудно с работой для актеров.
После тридцати лет полного
забвения в 2006 году режиссер Игорь Апасян вернул Виктора
Перевалова в кино, увидев случайно на улице в Питере. Без проб, дав
время чуть-чуть адаптироваться, в возрасте 57 лет, Виктора
Перевалова вновь поставили перед камерой. В фильме Игоря Апасяна
«Граффити», получившем один из главных призов на кинофестивале
«Окно в Европу» в Выборге, актер сыграл деревенского пьяницу,
«бывшего человека» Кизю.
Актер признавался, что после
этой картины вновь почувствовал вкус кино - так захотелось
сниматься. Вслед на этой картиной актер сыграл Старика в новогодней
сказке «Сокровище», пациента психушки в сериале «Литейный, 4», одну
из ролей в сериале «Смерш-2».
...Спальный район Питера. Панельный дом родом из 70-х.
Скромная квартирка на 6-м этаже.
Красноречивое интервью с актером…
- Расскажите, каким чудом в
"Марью-искусницу" попали?
- Случайно. Нас всем классом
повели во Дворец пионеров на кастинг. Я прошел очень большой отбор:
человек эдак сто было на "Иванушку"... Отобрали меня и спросили:
"Хочешь в кино сниматься?" Что значит - хочу?! Сейчас все брошу и
побегу! Уже просто-таки бегу! Вот так я первый раз и попал на
съемки. На студию меня вызвали повесткой - как серьезного,
взрослого человека. Я очень этим гордился.
- На роль лично Роу
утвердил?
- Да. Но там еще был и худсовет, который потом одобрил...
- А прежде чем утверждать,
родителей проверяли на проф- и политпригодность?..
- Нет, никого не проверяли. Наверное, потому, что я не играл героев
того времени. Но однажды я не прошел какой-то государственный,
партийно-правительственный отбор в Минске. У меня в свое время были
хорошие отношения с режиссером Валерой Рубинчиком. Он как-то и
говорит: старик, все, я запускаю фильм "Голос Ильича", ты у меня
будешь не то чтобы Ленин, ну и не то чтобы ты, а как бы ведущий
фильма, поясняющий... И как раз 100-летие Ленина было на носу, так
что фильм сулил нам все блага. Но взять меня ему не разрешили. Там
прошла внутренняя проверка, которая выявила, что я никогда не был
ни пионером, ни комсомольцем... Хотя нет, пионером я был - аж целых
три месяца.
- И что, выгнали? Известное
на всю страну лицо?..
- Когда моего соседа Гену, идиота такого же, как и я, в очередной
раз вызвали за неуспеваемость на собрание, тот брякнул: мол, Витька
сказал, что "двойки" во всей Европе считаются отличными оценками.
Это я ему про чехословацкую систему отсчета школьных оценок
рассказал. Ну, тупорылость такая в мозгах у некоторых людей, просто
ужас... Генка и не был пионером - его и не приняли, а меня за
"добрый совет" вышибли.
- Переживали?
- Нет. Меня эта пионерия к тому времени уже так достала! Я никогда не умел завязывать галстук. Терпения не хватало. Я его всегда завязывал кое-как и мчался в школу. Я не присутствовал на пионерских собраниях ни разу. У меня были более интересные заботы, то бишь кино.
- Много за первый фильм
заработали?
- За первый? По-моему, то ли 780, то ли 870 рублей за один месяц. Но это было еще до деноминации 61-го года, после которой мне стали платить в районе 80 рублей в месяц.
- После реформы начали
платить меньше?
- То же, что и раньше. Я в то время получал по большому счету столько же, сколько родители. Мама тогда на заводе работала, потом устроилась санитаркой, а папа - продавцом.
- Как первые деньги
потратили?
- Я не мог тратить, поскольку был еще ребенком. Мои деньги шли в семью. Я на руки денег не получал вплоть до фильма "Республика ШКИД". Только на середине съемок этого фильма я первый раз сам получил зарплату. Мне к тому моменту уже исполнилось 16. Пришел в павильон - и сразу же натолкнулся на Кольку Годовикова, который в будущем стал Петрухой в "Белом солнце пустыни". Встретил и говорю: "Колюня, пошли в творческое кафе". Мы зашли, и нам совершенно спокойно налили два полтинничка коньячку. Мне было 16 лет, а Кольке - 15... И через два дня денег не стало.
- Пропили всю зарплату за
несколько дней? Стали алкоголиками в столь раннем
возрасте?..
- Да нет же. В алкоголики никто не подавался. Во-первых, коньяк был
не из дешевых, во-вторых, к коньяку закуска полагается... А
в-третьих, два дня - цифра относительная...
- В "ШКИДе" Коля тоже
играл?
- Да, он в "ШКИДе" был в окружении. То есть ему часто доставались слова тех, кто опаздывал. Он и беспризорником на улице был, причем в разных бандах, и пионером, и в классе сидел... Был во всех кадрах. И хотя у него не было никакой определенной роли, он оказался практически везде. 15 эпизодических ролей в одном фильме! Кстати, по деньгам это получалось даже выгодней, чем играть главную роль.
- Я все-таки не могу понять:
почему вы? И почему во всех детских фильмах того
времени?
- А зачем новые? Когда нужен
был ребенок, не надо прочесывать весь Советский Союз. Есть вечно
молодой Витька - его и снимай.
- Я так понял, вы в те годы
не бедствовали...
- На жизнь хватало. Один раз мне даже удалось заработать, и очень
неплохо, практически не снимаясь. Начали снимать фильм про любовь:
мальчик и девочка, ну, Ромео и Джульетта. По сценарию там трое
ребят - закадычные друзья, у которых там... уже не помню сценарий -
что-то происходит. Сняли полфильма - худсовет посмотрел, ужаснулся.
А парень, который играл главную роль, Лешка, был очень красивым:
грация, хорошее лицо, голубые глаза, такой прибалт весь из себя,
фехтованием занимался. Но когда худсовет посмотрел его на экране...
Тут вот в чем дело. Когда в кино снимают крупный план лица - то
камера тут же выявляет все, чем ты вчера вечером занимался: всех
полюбившихся девочек, количество выпитого, все, одним словом. А у
Леши - наоборот: при съемках крупным планом ничего вчерашнего на
лице нет, зато вылезают все его предки, но никак не прибалты, а как
раз таки евреи. Вечером - нормальный прибалтийский пацан, но по
утрам, после гулянок, - еврей евреем. Из-за этого фильм прикрыли.
Поменять на середине главного героя - это надо переснимать все.
Короче, кино закрыли. Вот так я и получил деньги почти за весь
фильм, даже не снявшись в нем.
- На работе романы
случались?..
- Нет. Ни разу не было. Неинтересно.
- Но дамы попадались с влюбленными глазами?
- Встречались, конечно. Но у меня не было в то время такой раскрутки, как сейчас: ах, суперзвезда! Чтобы, как только появился, - девочки тут же рвут на тебе все... Вообще, я человек без комплексов, но один комплекс у меня был в голове до конца. Сказать: мол, крошка, пойдем со мной, я кинозвезда, - я, конечно же, мог. И она бы пошла. И спала бы... но только не со мной - хорошим парнем Виктором Переваловым, а со всеми моими героями, которых я играл в кино. А мне девушка, во-первых, должна была обязательно нравиться, а во-вторых, проблем с этим делом у меня никогда не было.
- С каким "этим
делом"?
- Ну, с тем, что ниже пояса...
- Я так понял, вы
однолюб?
- Наверное, да. С двумя сразу встречаться не смог бы. Однозначно.
- Вы помните тот день, когда
вы осознали, что наш кинематограф более не нуждается в
вас?
- Мрачный день. В то время из-за катастрофической нехватки денег я снимался во всяких эпизодах, во всех актерских массовках. Уже и жена у меня была, и дочка. Переходить с главных ролей на эпизоды было очень противно и больно. Но как-то надо было деньги зарабатывать! То кино называлось - "Трудный возраст", с Будрайтисом в главной роли. Он играл дегустатора на парфюмерной фабрике, у которого вдруг нюх пропал. Я снялся и потом совершенно забыл про эту картину... И вот как-то стою возле пивного ларька, пиво пью, с продавцом Володей треплюсь. А там очередь, соответственно. И один из мужиков - Витюха - говорит: "Вчера кино смотрел, там такая херня творится, пацан нюх потерял, и вдруг видим - ты входишь, ну, думаем, ты им сейчас... И вдруг ты раз - и все, и пропал". А я там мента в сапогах сыграл, сапоги эти помогли Будрайтису нюх вернуть: он вспомнил, что они ваксой воняют. Мне так стало жутко стыдно после фразы: "Вот, мы думали, ты такой мент пришел, сейчас разгон им дашь, а тебя нет и нет. Тебя что - вырезали?!" Как будто меня вырезали из жизни...
- Депрессия?
- Какая, на фиг, депрессия: дома жена и дочка.
- Спасение в
алкоголе?..
- Спасения нет. Алкоголь я сам по себе люблю, сам процесс. Поэтому,
когда нет работы, этот процесс может очень затягиваться... Иногда
чересчур. Да, я запойный, и что?!
- Как вы сами объясняете, почему в одночасье все закончилось? Сами, случаем, не виноваты?
- Ну, где-то, наверное, произошел какой-то перелом. Может быть, режиссеры не увидели во мне взрослого после вечного ребенка. Наверное, у меня на экране не было постепенного взросления... Когда в 78-м я играл в "Трактире на Пятницкой", мне было уже почти 30 лет. А в кино мой герой - пацан. Потом, в кино есть закон: нельзя вываливаться из обоймы... Ты должен быть постоянно на виду. Пускай эпизодик, но чтобы люди тебя увидели. Я выпал.
- А как же
талант?
- Если ты суперталант и сидишь дома, то кто об этом узнает?!
- После ухода из кино для вас началась новая жизнь.
- Да. Когда с кино закончилось, сосед с девятого этажа говорит:
Витька, иди ко мне в бригаду. Чему надо - научишься, а так особо
ничего и не нужно. Он бригадиром электриков был в метро. А я - ноль
полный, кроме кино не знаю и не умею ничего. Меня в итоге взяли в
бригаду путейцев. А потом где я только не работал! Даже был
грузчиком в винно-водочном магазине "Золотой улей". Там иногда
удавалось очень неплохо заработать. Особенно если учесть, что я
работал во времена горбачевского "сухого закона"...
- Вы, говорят, даже могилы
рыли?
- Была шабашка: мы приезжали на обрезку деревьев в совхозы Воронежской области и неплохо зарабатывали... Вместе со мной в так называемую бригаду "У" входило шесть человек. Нас на любую работу посылали. А нам что? Главное, чтобы писали трудодни. Три или четыре раза нас кидали на кладбище, потом главный агроном строил дом - там помогали. Все что угодно, лишь бы в итоге по этим трудодням гребаную тонну яблок заработать. А потом мы продали эти яблоки, и я купил первую машину.
- В актерском профсоюзе не
состоите?
- Нет. Я пытался два раза, но в итоге получил ноль. Если бы я попытался в Москве подавать документы, то я бы моментально прошел. Там меня как-то гораздо лучше знают, лучше относятся, чем дома. А лбом биться в стенку я никогда не умел.
- Это плохо.
- Наверное, плохо. Вон Сашка Кавалеров, мой друг, до сих пор
держится на плаву. Эх! Перерывы между съемками он заполняет
концертами, а сейчас практически живет за счет концертов. Хотя
последний раз он, по-моему, в какой-то из серий "Ментов"
снялся.
- А вы даже в "Ментах" не
снялись?
- Нет. Не знают меня в Питере, не знают. Вот Колька Годовиков (Петруха) снялся в "Ментах". Они с Сашкой вдвоем там снимались. А меня как будто для "Ленфильма" нет. Сам не знаю, почему такое ко мне отношение. Ведь я и родился на "Ленфильме". В старые времена до смеха доходило. Я шел: здравствуй, тетя Валя, здравствуй, дядя Женя... Такой вечный племянник "Ленфильма".
- Вечный племянник - все
тебя знают, и никому ты не нужен?
- Все меня знают, здороваются, спрашивают о здоровье. Но работы никто не предлагает... Почему? Не знаю...
- Хотел спросить: вы хоть
отец для своего чада хороший?
- Отвратительный. У меня дочка практически без меня выросла. Все, что есть в квартире, - все ее заботами.
- Получается, она вас
содержит?
- Безусловно. Если бы не она,
я бы уже давно... А что ты хочешь? Я с восьми лет по гостиницам.
Мне что нужно: кран, чтобы умыться, и койка, чтобы спать. Больше
мне ничего не нужно. Рюшечки какие-то там - мне это до фени. Жена
говорит: вот сидишь, не мог стол вытереть?! Я говорю: а чего
стол-то? У меня книжка лежит на чистом, а остальное мне не мешает.
Я человек гостиничный: утром вскочил, убежал, прибежал, откинул
покрывало - лег спать, потом опять убежал. Плохо, но для меня...
это и есть жизнь. Хотя она и прошла легкомысленно.
- Вы хоть школу-то
закончили?
- С трудом, но закончил...
- А что в институт не
пошли?
- Некогда было. Я же много снимался... А когда перестал сниматься - уже было очень поздно. Вот так-то вот.
- Если бы знали, что все так
сложится...
- Начал бы жизнь абсолютно так же. Но если бы с сегодняшними
мозгами, то, наверное, я все-таки больше времени уделял именно
публичности. Были какие-то тусовки и тогда: премьеры всякие, показы
в Доме кино, что-то происходило постоянно. Просто я, мудак, тогда
этим всем пренебрег...
- Хоть роль-то свою главную
успели сыграть?
- А я не знаю. Пока я снимался, мне вполне было достаточно того, что предлагали. С другой стороны... Ну, вот был у нас шоумен Крылов. Он сыграл Бендера. Сам, на свои деньги, сделал фильм "Золотой теленок" и сыграл. Человек оттянулся. У него, видно, была мечта, и он согласился потратить на нее свои деньги. Фильм дешево снят, но все равно он денег стоит. Сейчас, по крайней мере, можно мечту в жизнь воплотить: заработай денег и сними сам свое кино. А в то время какие мечтания... Что дали, то и хавай. Другого для меня тогда не было, и сейчас нет, да уже и не будет.
Я даю своему сегодняшнему положению четкое определение: нищий. А как еще назовешь человека, который работает сторожем на стоянке и получает меньше трех тысяч в месяц, а в семье у него две женщины, и о них надо заботиться?.. Еще совсем недавно, когда я возил на своей машине одного парня, поболе выходило. Но сейчас извоз пришлось забросить. После катаракты один глаз не видит. Давно хочу его прооперировать. Но опять же: откуда деньги брать? К тому же я недавно перенес инфаркт. Тоже не сахар... Через пять лет наступает пенсионный возраст, а в трудовой книжке отметок - на три-четыре года. Отсюда следует минимальная пенсия. Слава Богу, есть прибавка за вторую группу инвалидности... Когда жена работала, было получше, а недавно ей исполнилось 50. И ее спокойно сократили по штату. Так что сейчас она у меня сидит без работы. То там, то сям перебивается. Но ты не подумай: она не брезгливая. Может и полы пойти мыть. Но сам факт: человек, инженер... И приходится думать: как выжить? Хорошо, что мы хотя бы не бомжи... Вот и получается: первая половина жизни была как в сказке, вторая - как в аду. Хотелось бы - наоборот.
Виктор Перевалов ушёл из жизни 5 июля 2010 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище "Памяти жертв 9 января".
На его здоровье сказались съёмки в аномальную жару в фильме «Пусть не кончается любовь». Вместо того, чтобы отвезти почувствовавшего себя плохо актера в больницу, участники съемочной группы посадили отёкшего Перевалова, с синяком на лице в «Сапсан», не сообщив об этом родственникам. В СМИ не было информации о его кончине.
Использованные материалы:
Интервью в газете «Московский комсомолец» 10.09.2004.
Материалы сайта «Актеры советского и российского кино»
Интервью в «Экспресс-газете» 23.07. 2004

17 февраля 1949 года - 5 июля 2010 года