Перед белым наступлением в Западной Сибири. 1 сентября 1919 года.
appavlenko — 01.09.2021Павленко А.П. Наступление 3-й армии РККА на Ялуторовск-Ишимском направлении в августе 1919 г. (хроника боевых действий) // Документ. Архив. История. Современность: сб. науч. трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. Вып. 17.
1 сентября врио командарма 3-й армии РККА М.И. Алафузо приказал продолжать энергичное преследование белых войск, овладеть железнодорожными станциями Голышмановское и Итяцкое, в ближайшее время – вывести в резерв фронта 29-ю дивизию. (В тот же день пришлось отказаться от конкретного срока вывода 29-й дивизии в резерв из-за изменившейся на фронте обстановки). После выхода войск на линию р. Вагай, предписывалось форсировать ее и продолжать наступление с целью захвата левого берега р. Ишим. Красное командование ожидало, что на берегах Ишима белые планируют на заранее подготовленных позициях дать бой, используя ядро своих сил. Боевые действия в районе р. Вагай М.И. Алафузо рассматривал как бой с сильными авангардами противника [ЦДООСО, ф. 41, оп. 2, д. 407, л. 9-11]. Однако действия противоположной стороны заставили красное командование вскоре пересмотреть обстановку и отложить планы наступления на Ишим. 1 сентября белые войска Восточного фронта начали наступательную операцию.
23 августа главком Восточного фронта белых генерал-лейтенант М.К. Дитерихс отдал приказ о подготовке подчиненных ему армий к переходу в наступление, которое планировалось начать 1 сентября 1919 г. В приказе отмечалось, что следует сохранить тесное соприкосновение авангардов с красными войсками, хотя бы им и пришлось действовать далеко впереди линии развертывания основных сил [Воробьев В.Ф. Тобольско-Петропавловская операция. М., 1939. С. 20-21]. Поэтому усилившиеся бои на фронте 3-й армии РККА в последних числах августа следует рассматривать как сражение с выдвинутыми вперед белыми авангардами, прикрывавшими развертывание войск, а не как бой с отступающими арьергардами (в оценке красного командования).
30 августа М.К. Дитерихс отдал приказ о переходе в наступление с 1 сентября. 1-й армии приказывалось энергично покончить с 29-й дивизией РККА. Затем, ограничившись настойчивым преследованием разбитого противника на Ялуторовском направлении, быстро развернуть свои силы влево, во фланг красным войскам. 2-я армия должна была направить главный удар на с. Морщихинское и восточнее него. Против этой армии располагалась 30-я дивизия РККА. 3-й армии со всеми дивизиями резерва следовало сконцентрировать удар по правому флангу 5-й красной армии [Воробьев, с. 23].
Стоит отметить, что разведка красных имела некоторую информацию о намерениях противоположной стороны. 25 августа заведующий разведкой 1-й бригады 29-й дивизии Лебедев, анализирую полученные сведения, записал: «ожидание, что противник решил дать у Ишима генеральное сражение, перейти в наступление и перехватить инициативу» [ЦДООСО, ф. 41, оп. 2, д. 376, л. 132]. Советский исследователь В.Ф. Воробьев отмечал, что в штабе Восточного фронта красных имелись сведения, что белые войска после выхода на Тобол начали спешно отводить с фронта в тыл целые дивизии. По оценке военного историка, командование фронтом не придало этим сведениям никакого значения, считая, что противник окончательно разгромлен и поспешно отступает вглубь Западной Сибири [Воробьев, с. 11].
В документах 3-й армии РККА в августе – начале сентября отмечаются проблемы, вызванные безостановочным наступлением. Это усталость и убыль личного состава, отставшие тылы, проблемы со снабжением и т.д. [ЦДООСО, ф. 41, оп. 2, д. 405, л. 214; д. 407, л. 19, 102-103]. Армию дополнительно ослабил вывод из ее состава 21-й дивизии. Сформированная из резервов 3-я бригада 51-й дивизии оказалась малобоеспособной, что ясно показали первые бои в сентябре. Прибывшие в начале сентября пополнения оказались не обучены, раздеты, голодны, заражены тифом [Там же, д. 407, л. 113, 158]. В 29-й дивизии появилась расслабленность, как в штабах, так и в частях, вызванная сравнительно легкими успехами августовских дней и недооценкой противника [Там же, д. 406, л. 199-201; д. 407, л. 16-17].
Таким образом, 3-я армия успешно наступая в августе 1919 г., заняла часть Западной Сибири. Отступавшие белые войска оказывали очаговое сопротивление, местами достаточно сильное. Несмотря на успешное развитие наступления, армии требовалась остановка и отдых. Еще в начале августа планировалось закрепиться на линии р. Миасс и Исеть для приведения войск в порядок. Однако движение вперед продолжилось. Думается, командованию фронтом следовало бы выбрать подходящее время для остановки наступления, чтобы дать отдохнуть уставшим соединениям. Было очень заманчиво безостановочно преследовать отступающие армии А.В. Колчака, не давая им прийти в себя, и занимая все новые территории. Однако должен был настать момент, когда силы красных для ведения наступления начнут слабеть, а белые, наоборот, оправятся от поражений и подготовятся к удару по выдыхающемуся преследователю. И этот момент наступил в начале сентября 1919 г. — об этом сражении будут последующие посты.
|
</> |