рейтинг блогов

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

топ 100 блогов ratata11.10.2023

Основной и давно намеченной целью поездки был технический музей в деревушке Пенемюнде на балтийском острове Узедом. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Во время войны это был, без преувеличения, один из мировых центров хайтека, и одновременно одна из причин, ускоривших падение Третьего Рейха. 

С 1937 там размещался исследовательский центр Люфтваффе. Наиболее известным изделием стала ракета А-4 (переводится просто: Aggregat-4), более известная под обозначением V-2. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

В 1945 году немцы при отступлении вывезли или взорвали практически все,  что представляло интерес, но даже оставшегося советским ракетчикам было достаточно, чтоб мрачно офигеть. Советую почитать книги Бориса Чертока «Ракеты и люди». Он был заместителем Королева по системам управления, и явно был в теме. И писал неплохо, местами читается как детектив. 

При ГДР там были военные базы, которые после объединения стали не нужны и остров стал чисто курортным местом. Но немцы, к счастью, нежно и трепетно относятся к своему историческому наследию, причем независимо от его политического бэкграунда, и создали там музей. 

Собственно под музей отведено здание электростанции, которая снабжала полигон электроэнергией. Кстати, после войны она была восстановлена и работала аж до падения Стены. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Станция на экологически чистом буром угле, Грете бы понравилось. 

Прогулка по площадке не оставляла ощущение deja vu. Потом сообразил, где я это видел. Здание на картине не совсем то, но стиль похож.

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Эстакада с краном для разгрузки угля ну просто воплощение дизельпанка. 

По своим масштабам музей в Пенемюнде, конечно, уступает Technik-Museum в Зинсхайме и Шпайере, но тут еще интересно нахождение во вполне определенной и вполне легендарной локации. Из здешних разработок выросли все современные космические и ракетные программы.

Центральными экспонатами, расположенными на открытой площадке, являются  ракета А-4, причем в «исторической» раскраске первого успешного старта (Вернер фон Браун явно уже тогда мечтал о полете на Луну)

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

и первая боевая крылатая ракета Fi-103 (она же V-1) на стартовой рампе. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Она не отсюда, демонтирована со стартовой позиции на берегу Ла-Манша.

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Тут же лежит поршень, которым разгоняли ракету на рампе. В трубу подавали сжатый воздух (или пар), поршень цеплял крюком тележку с ракетой и запускал в небо, а дальше своим ходом, с помощью пульсирующего реактивного двигателя. Но если дрыгатель не запускался, то аппарат летел не в Лондон, а до ближайших кустов. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Еще один «большой» экспонат это электричка, которая возила работников из поселка на противоположном конце острова на работу. На острове была построена разветвленная сеть железных дорог, и доехать можно было куда угодно. Такие поезда были в эксплуатации примерно до 1980 года.

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Всего в этот центр было вложено около 650 миллионов Рейхсмарок, сумма по тем временам огромная. Каждая ракета, даже несмотря на массовое применение бесплатной рабсилы заключенных, обходилась в 300000 RM, не считая стоимости топлива и прочих накладных расходов. При этом эффект от их применения был больше пропагандистский, чем реальный. Во-первых, до цели долетало чуть больше половины ракет, т.к. конструкция была сырая и ненадежная. Во-вторых, точность плюс-минус пара десятков километров (т.е. даже по такой цели, как Лондон, можно было промахнуться).  В-третьих, БЧ в виде 800 кг тротила не так чтоб дофига, особенно в сочетании с «во-вторых». А вот если бы немцы сделали атомную бомбу и смогли добросить ее до Лондона, то война могла закончиться по-другому.  

В этом приборе аж три гироскопа и контур управления. Все сделано, разумеется, аппаратно. В институте мы рассчитывали параметры примерно для таких вот автопилотов
В этом приборе аж три гироскопа и контур управления. Все сделано, разумеется, аппаратно. В институте мы рассчитывали параметры примерно для таких вот автопилотов

Это автопилот для V-1. Да, немцы умели делать прецизионные приборы, но без нормальных средств навигации это все работало так себе.

В самом музее «живых» экспонатов не так чтоб очень много. Часть вывезли немцы, когда фронт подходил, а остатки под метелку собрали сотрудники советских НИИ. Т.е. в основном «копанина» бренных останков неудачных запусков. 

Крышка камеры сгорания РД, вид снаружи. Странные
Крышка камеры сгорания РД, вид снаружи. Странные "горшки" это т.н. "форкамеры", предназначенные для лучшего смешивания топлива с окислителем.

Собствено запуски ракет производились на «площадке 7», которая расположена на северо-западной оконечности острова. Теоретически туда можно сходить, но только с экскурсией. Есть макет. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Площадка обнесена валом, т.к. взрывы изделия на старте были вполне обычны. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

А это система управления ракетой, так называемые «газовые рули». Они находились в сопле двигателя и отклоняли струю исходящих газов. По причине расположения, они изготавливались из особо чистого графита. И это стало одной из причин, почему в Рейхе не сделали атомную бомбу: графита на всех не хватало, а ракетная программа была в приоритете, т.к. показала хоть какие-то осязаемые результаты.

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Так выглядел двигатель ракеты А-4. Весьма серьезный по тем временам агрегат, примерно в 20 раз более мощный, чем лучшие советские и американские разработки того времени (что и было основной причиной оху.. изумления Королева с коллегами).

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Турбонасосный агрегат, тоже немецкое know-how.  

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Такие кинотеодолиты периодически мелькают в советской хронике с Байконура и Капустина Яра. Главный объектив сделан как телескоп по схеме Кассегрена. 

После войны немецкие ракетчики оказались не только в США и СССР, но и в Великобритании и Франции, и примерно в одинаковом количестве, по 120-140 человек. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Везде попытались играться с готовыми V-2, потом попробовали сделать такие же самим, посмотрели, что именно не надо так делать и на полученном опыте уже разрабатывали что-то свое. Например, уже на Р-2 сделали отделяемую боеголовку, т.к. защитить ее от перегрева при входе в атмосферу гораздо проще, чем всю довольно хлипкую «тушку» с баками. 

Целый и погнутый обтекатели А-4.
Целый и погнутый обтекатели А-4.

Интерьеры в здании музея напомнили завод Volkswagen в Касселе (что не удивительно — строились в одно время)

На крышу электостанции можно подняться на лифте (стоит еще 1 Евро в дополнение к 10 за билет). Виды того стОят, особенно если погода хорошая. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

С высоты узрел нечто интересное, и решил туда прогуляться. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Там оказался еще один дизельпанковый экспонат: советская подводная лодка К-24 проекта 651. Здесь она с какого-то перепуга обозначена как U-461. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Состояние у лодки, конечно, аховое. Лодка весьма немолодая, спущена на воду в 1962 году. Вооружалась четырьмя крылатыми ракетами, которые можно было запускать только в надводном положении. Т.е. лодка по сути «одноразовая». 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Внутри, как смогли, воссоздали обстановку. В одном из отсеков сидят манекены матросов во главе с замполитом и поют две фразы из советского гимна. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Условия на дизельных лодках, конечно, еще те. Впрочем, на немецкой ПЛ проекта 209, которая стоит  в Шпайере, они не лучше. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Спускаться надо по крутой лесенке, и внутри обстановка не для клаустрофобов. Перемещение между отсеками черел штатные люки. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Конкретно эта лодка была оставлена в начале 90-х в Лиепае, т.к. к тому моменту уже была не на ходу, и ценности как боевая единица не представляла. Немцы ее выкупили, слегка подлатали и сделали музей. Это последняя сохранившаяся лодка 651-го проекта. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Разумеется, солнечных батарей на крыше ракетных шахт не было. Шахты перед стартом поднимались примерно на вдвое бОльший угол. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Интересная конструкция рубки. Часть поворачивается и открывает антенну РЛС наведения . 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

На обратном пути малость погулял по пляжу. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Летом тут явно народу побольше, но тем не менее для начала октября вполне неплохо. 

Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.

Вдали виднеются меловые обрывы Рюгена. 

Поездка вышла абсолютно замечательная, и погода в воскресенье не подкачала. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фотозарисовка "Человечество, смеясь, расстается со своим ...
Люблю сентябрь за изобилие грибов, фруктов и овощей.... Тем более, съездить пособирать грибы не удалось.. Ходила, смотрела, а купила грибов и дыню... Дыню съела с удовольствием, прямо медовая, !!! А грибы заморозила....зимой жульен буду делать. А вы чем любите лакомиться в ...
Не знаю что послужило вдохновением для очередного откровения Шнурова, может быть инцидент Земфиры в Ростове, а может и просто общий злостно-депрессивный шлейф оставляемый певицой в последнее время. "Привет ромашки" кончились, "Ариведерчи", как говорится. ...
Вот тут я обещал переводить статьи с сайта Motorsport.com, но увы, на их лонгриды категорически не хватает времени. Судя по активности читателей переводы эти не очень то и нужны, поэтому увы, в этом сезоне вынужден взять паузу, своеобразный академический отпуск. ...
Клрень От-сокращенная форма слова Отец. Происходит от Род,Родец,Роджец, Роджь. он же Родитель. Слово Отец представляет собой очень сложную загадку для лингвистов,много версий,учитывая,что слово Ата звучит похоже на многих языках. Я поставил два слова вместе Отец и Очаг,потому что они ...