Пенемюнде. Сумрачный тевтонский дизельпанк.
ratata — 11.10.2023Основной и давно намеченной целью поездки был технический музей в деревушке Пенемюнде на балтийском острове Узедом.
Во время войны это был, без преувеличения, один из мировых центров хайтека, и одновременно одна из причин, ускоривших падение Третьего Рейха.
С 1937 там размещался исследовательский центр Люфтваффе. Наиболее известным изделием стала ракета А-4 (переводится просто: Aggregat-4), более известная под обозначением V-2.
В 1945 году немцы при отступлении вывезли или взорвали практически все, что представляло интерес, но даже оставшегося советским ракетчикам было достаточно, чтоб мрачно офигеть. Советую почитать книги Бориса Чертока «Ракеты и люди». Он был заместителем Королева по системам управления, и явно был в теме. И писал неплохо, местами читается как детектив.
При ГДР там были военные базы, которые после объединения стали не нужны и остров стал чисто курортным местом. Но немцы, к счастью, нежно и трепетно относятся к своему историческому наследию, причем независимо от его политического бэкграунда, и создали там музей.
Собственно под музей отведено здание электростанции, которая снабжала полигон электроэнергией. Кстати, после войны она была восстановлена и работала аж до падения Стены.
Станция на экологически чистом буром угле, Грете бы понравилось.
Прогулка по площадке не оставляла ощущение deja vu. Потом сообразил, где я это видел. Здание на картине не совсем то, но стиль похож.
Эстакада с краном для разгрузки угля ну просто воплощение дизельпанка.
По своим масштабам музей в Пенемюнде, конечно, уступает Technik-Museum в Зинсхайме и Шпайере, но тут еще интересно нахождение во вполне определенной и вполне легендарной локации. Из здешних разработок выросли все современные космические и ракетные программы.
Центральными экспонатами, расположенными на открытой площадке, являются ракета А-4, причем в «исторической» раскраске первого успешного старта (Вернер фон Браун явно уже тогда мечтал о полете на Луну)
и первая боевая крылатая ракета Fi-103 (она же V-1) на стартовой рампе.
Она не отсюда, демонтирована со стартовой позиции на берегу Ла-Манша.
Тут же лежит поршень, которым разгоняли ракету на рампе. В трубу подавали сжатый воздух (или пар), поршень цеплял крюком тележку с ракетой и запускал в небо, а дальше своим ходом, с помощью пульсирующего реактивного двигателя. Но если дрыгатель не запускался, то аппарат летел не в Лондон, а до ближайших кустов.
Еще один «большой» экспонат это электричка, которая возила работников из поселка на противоположном конце острова на работу. На острове была построена разветвленная сеть железных дорог, и доехать можно было куда угодно. Такие поезда были в эксплуатации примерно до 1980 года.
Всего в этот центр было вложено около 650 миллионов Рейхсмарок, сумма по тем временам огромная. Каждая ракета, даже несмотря на массовое применение бесплатной рабсилы заключенных, обходилась в 300000 RM, не считая стоимости топлива и прочих накладных расходов. При этом эффект от их применения был больше пропагандистский, чем реальный. Во-первых, до цели долетало чуть больше половины ракет, т.к. конструкция была сырая и ненадежная. Во-вторых, точность плюс-минус пара десятков километров (т.е. даже по такой цели, как Лондон, можно было промахнуться). В-третьих, БЧ в виде 800 кг тротила не так чтоб дофига, особенно в сочетании с «во-вторых». А вот если бы немцы сделали атомную бомбу и смогли добросить ее до Лондона, то война могла закончиться по-другому.
Это автопилот для V-1. Да, немцы умели делать прецизионные приборы, но без нормальных средств навигации это все работало так себе.
В самом музее «живых» экспонатов не так чтоб очень много. Часть вывезли немцы, когда фронт подходил, а остатки под метелку собрали сотрудники советских НИИ. Т.е. в основном «копанина» бренных останков неудачных запусков.
Собствено запуски ракет производились на «площадке 7», которая расположена на северо-западной оконечности острова. Теоретически туда можно сходить, но только с экскурсией. Есть макет.
Площадка обнесена валом, т.к. взрывы изделия на старте были вполне обычны.
А это система управления ракетой, так называемые «газовые рули». Они находились в сопле двигателя и отклоняли струю исходящих газов. По причине расположения, они изготавливались из особо чистого графита. И это стало одной из причин, почему в Рейхе не сделали атомную бомбу: графита на всех не хватало, а ракетная программа была в приоритете, т.к. показала хоть какие-то осязаемые результаты.
Так выглядел двигатель ракеты А-4. Весьма серьезный по тем
временам агрегат, примерно в 20 раз более мощный, чем лучшие
советские и американские разработки того времени (что и было
основной причиной оху.. изумления Королева с коллегами).
Турбонасосный агрегат, тоже немецкое know-how.
Такие кинотеодолиты периодически мелькают в советской хронике с Байконура и Капустина Яра. Главный объектив сделан как телескоп по схеме Кассегрена.
После войны немецкие ракетчики оказались не только в США и СССР, но и в Великобритании и Франции, и примерно в одинаковом количестве, по 120-140 человек.
Везде попытались играться с готовыми V-2, потом попробовали сделать такие же самим, посмотрели, что именно не надо так делать и на полученном опыте уже разрабатывали что-то свое. Например, уже на Р-2 сделали отделяемую боеголовку, т.к. защитить ее от перегрева при входе в атмосферу гораздо проще, чем всю довольно хлипкую «тушку» с баками.
Интерьеры в здании музея напомнили завод Volkswagen в Касселе (что не удивительно — строились в одно время)
На крышу электостанции можно подняться на лифте (стоит еще 1 Евро в дополнение к 10 за билет). Виды того стОят, особенно если погода хорошая.
С высоты узрел нечто интересное, и решил туда прогуляться.
Там оказался еще один дизельпанковый экспонат: советская подводная лодка К-24 проекта 651. Здесь она с какого-то перепуга обозначена как U-461.
Состояние у лодки, конечно, аховое. Лодка весьма немолодая, спущена на воду в 1962 году. Вооружалась четырьмя крылатыми ракетами, которые можно было запускать только в надводном положении. Т.е. лодка по сути «одноразовая».
Внутри, как смогли, воссоздали обстановку. В одном из отсеков сидят манекены матросов во главе с замполитом и поют две фразы из советского гимна.
Условия на дизельных лодках, конечно, еще те. Впрочем, на немецкой ПЛ проекта 209, которая стоит в Шпайере, они не лучше.
Спускаться надо по крутой лесенке, и внутри обстановка не для клаустрофобов. Перемещение между отсеками черел штатные люки.
Конкретно эта лодка была оставлена в начале 90-х в Лиепае, т.к. к тому моменту уже была не на ходу, и ценности как боевая единица не представляла. Немцы ее выкупили, слегка подлатали и сделали музей. Это последняя сохранившаяся лодка 651-го проекта.
Разумеется, солнечных батарей на крыше ракетных шахт не было. Шахты перед стартом поднимались примерно на вдвое бОльший угол.
Интересная конструкция рубки. Часть поворачивается и открывает антенну РЛС наведения .
На обратном пути малость погулял по пляжу.
Летом тут явно народу побольше, но тем не менее для начала октября вполне неплохо.
Вдали виднеются меловые обрывы Рюгена.
Поездка вышла абсолютно замечательная, и погода в воскресенье не подкачала.