Пелевинщина в действии

топ 100 блогов paslen16.03.2011
Всё-таки, именно Пелевин, а не Сорокин был и остаётся главным русским писателем - наррация его и как бы отсутствующий, нейтральный стиль (то же самое "быть никем") отражают самый, может быть, важный тренд нашего времени - сращивание религиозно-технологических практик с медийными, постмодернистскими и симуляционными; от религий (когда неважно, православие или буддизм) берётся архитипическое мясо, а от нынешней эпохи - техногенная природа манипуляционности.
Навальный и то, что с ним происходит (как и то, что происходило с Парфёновым, по бумажке зачитавшем речь, сочинённую в Кремле) - всё это и есть чистой воды пелевинщина, угаданная писателем задолго до того, как всё это произошло в реале.
Пелевин легко сочетает буддизм с постмодерном потому, что в основе и того и другого - легко сдвигаемая, что дышло, в любую сторону, пустота. Ну, а Пелевину остаётся только раскрасить эти сдвиги в абсурд и клоунаду в собственные цвета, дать им объём, форму. Хотя, повторюсь, главное тут не конкретный нарратив, но менее конкретная и ощутимая интенция.


Я-то сам больше Сорокина люблю, ибо Сорокин занимается, прежде всего, литературными экспериментами, главный его пафос - разобрать дискурсивные завалы, а не какие-то там общественно-политические.
У Сорокина действуют вполне теплокровные бесы, тогда как у Пелевина - хладнокровные симулякры, отчего его влияние протяжённее и отчётливее. Понятнее, наконец.
Несмотря на весь свой концептуализм (а, может быть, напротив, как раз благодаря этому) Сорокин, всё ж таки, более близок к нервным окончаниям окончанию модерна, чем началу постмодерна - несмотря на все условности ("буквы ебутся"), плоть сорокинского текста обеспечена золотым кровавым запасом пережитого, экзистенциального, тогда как Пелевин и здесь демонстративно нейтрален, растворяясь в намеренно искусственных конструкциях, оборачивающихся правдой.
Разве что только в тексте про лису А-Хули Пелевин вытащил в текст тень натурального себя, но, видимо, решив, что и так - достаточно, спрятал себя в лаковую шкатулочку обратно.
Именно поэтому "Священная книга оборотня" так сильно отличается от всего, что было написано до неё и всего того, что было написано после.

Литературоцентричный, культурологический пафос Сорокина внятен более узкой прослойке знаточеской среды, знакомой (хотя бы и в зачатке) с семиотическими закономерностями, поэтому (в том числе и поэтому) Пелевин более популярен (популярность ныне подменила собой народность).
Сорокина берут по инерции, за фактуру, которая лежит на поверхности, тогда как самое важное в сорокинских текстах (сухой остаток) - всегда под спудом.
Пелевин, несмотря на многослойности и многомудрость, конвертируемую в возможность бесконечного количества трактовок и интерпретаций, более внешен, поверхностен, более близок к коже общественного сознания; квновские манки его не скрывают того, что внутри, но, напротив, вытаскивают эти самые потенциальные потенциалы наружу.
Другой локальный сюжет в том, что гнилое бридо своих конструкций Сорокин вытягивает целиком из себя, тогда как Пелевин легко и много заимствует у округи.
Хотя, вряд ли можно сказать, что Пелевин и Сорокин соотносятся между собой как интроверт и экстраверт (причём, интроверт здесь отнюдь не Виктор Олегович).


Пелевинщина в действии
Пелевинщина в действии Locations of visitors to this page

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чтобы сделать авиационные перелеты более безопасными в 1984 году NASA берет старый Боинг 720, набивает его манекенами, заполняет баки до отказа и на дистанционном управлении разбивает самолет о землю. Подготовка к креш-тесту занимает четыре года. По результатам теста вносятся изменения ...
Джо Хисаиси или Дзё Хисаиси (настоящее имя — Мамору Фудзисава) — японский композитор. Родился 6 декабря 1950 года в Нагано. Известен своими работами для полнометражных художественных и анимационных фильмов, а также созданием музыки для телевидения и рекламы. Хисаиси выпустил более 15 ...
Всем добрый день! Помогите, пжта, определить кошкину породу! Когда я брала ее котенком 6 лет назад (просто по знакомству, не за деньги), мне сказали, что мама породистая, а папа подлец. В ветеринарке сказали, что похожа на британку. Облазила интернет, вроде похожа, и тип окраса похож на ...
Всё плохо. Спасибо всем за поддержку. Happy Enda не получилось. Хотя значительный перевес был именно у меня. Не спрашивайте меня что это было за дело. Но оно было серьёзное. Был подключен прокурор. Убытки не столь серьёзные, но для меня на данный момент существенные. Терять деньги в любом ...
Кошелёк для раздельного хранения золотых и серебряных монет, со встроенной монетницей для серебряных монет мелкого номинала. Неизвестная мастерская, Россия, 1890-1900- е гг. Кожа, сталь. Размер 94 × 102 мм. Кошелёк дамский. Мастерская И. Осетрова, Москва, 1890-е гг. Серебро, ...