Pedro Almodovar. "Возвращение" и "Все о моей матери"


По правде сказать, мне редко заходит фильм основанный на писанине автора, то есть режиссёра. Как правило режиссёр очень сильно переоценивает собственные литературные таланты. Отсюда или слабые диалоги, вялое или наоборот абсурдное действие, или неинтересные персонажи, или вообще тухлая, не цепляющая история. Всё это от того что киношники сплошь психопаты с манией величия и каждый норовит встать в ряд с Шекспиром, Толстым или на худой конец хотя бы с каким-нибудь Теннесси или Фолкнером. На самом деле, режиссёров по уровню их сочинений, приближающихся к серьёзной беллетристике не так уж и много, но они есть. Навскидку, Бергман, Де Сика, Феллини, Висконти, Триер, Линч. Много таких которые предпочитают не выёбываться, а просто делают хорошие фильмы по хорошей литературе. Альмодовар принадлежит скорее к первым, он пишет очень хорошие сценарии и очень хорошо их воплощает. Большинство главных картин испанца исключительно мастерски сняты, в них есть необходимая глубина и интересный сюжет. "Возвращение" и "Всё о моей матери" многие считают лучшими в его фильмографии.

"Всё о моей матери" рассказывает о женщине, потерявшей сына в автоаварии. Мануэла бросает работу в Мадриде и возвращается в Барселону где не была 18 лет. Тетька хочет разыскать отца своего погибшего сына, а тот между тем стал конченным трансвеститом, ко всему ещё и больным СПИДом. Кроме шуток, основная линия фильма это замкнутый круговорот говна жизни в природе. Сансара, почти в восточном её понимании. Временами картина забавная, а временами тошнотворная.

"Возвращение", выпущенный в 2006 году Альмодовар основывал в основном на собственных воспоминаниях о своей семье из провинции. В сюжете три поколения испанских колхозниц, которые планомерно выпиливают мужей педофилов. В общем всё довольно весело. Особенно когда сюжет сворачивает на бабку которую пятнадцать лет считали сгоревшей заживо, а она пряталась и вдруг решила объявиться, причём прикинувшись русской.

Оба фильма насыщены персонажами, со сложными внутренними связями, разноплановыми психологическими портретами и самое главное, не статичными характерами в развитии. Это сложное кино о простых людях, в непростых ситуациях. С очень тщательно, по театральному поставленной драматургией и яркой кинематографией, с сочной картинкой. Не могу сказать, что мне нравятся вот прям все фильмы Альмодовара, но эти два действительно, объективно хороши. Там есть и детективный сюжет и драма и трагедия и ирония и юмор. И ещё чувствуется что картины для испанца глубоко личные. И здесь утверждения заканчиваются и начинаются вопросы.

На самом деле я не знаю ответов на эти вопросы. Я могу только их сформулировать и попытаться сделать какие-то предположения. Как всем известно, Альмодовар педик, причём со стажем и активной общественной позицией. Отсюда возникает первый вопрос, почему главные и основные персонажи почти всех его фильмов женщины? Применительно к разбираемым фильмам это особенно заметно. Женщины в обоих картинах разного возраста, характера, темперамента. У каждой своя судьба. Но все они у Альмодовара неизменно вызывают симпатию и сочувствие, будь они хоть проститутки, хоть убийцы. Чего не скажешь о мужских персонажах. Эти либо конченные подонки, либо насильники, при этом крайне примитивны эмоционально и интеллектуально. Так почему гей Альмодовар ненавидит мужчин, а женщин едва не призывает к феминизму? Как-то это противоречит устоявшимся стереотипам. А может быть Педру в детстве обижали небритые мачи? Возможно он рос исключительно в окружении женщин? А может Альмодовар латентный... гетеросексуал?