Педагогика и терроризм.

В этот, второй свой садик я пришла в полной уверенности, что все у меня будет так же хорошо. Я знала, что до меня там работали два учителя уже лет 15 вместе, и одна ушла в декрет. И вот я пришла, увидела свою напарницу. В первый момент я подумала, что это начальница - так она глядела. Поговорили. Помню, я спросила, сколько ходит детей - в списке 26, а ходят как. От ответа я заморгала: "Мне чем больше детей, тем лучше!". Опа, не ври уж, красавица, все воспиталки только и жалуются, что в 20-метровой группе набито 25 семилеток, и нормально работать нереально в таких условиях. Я уж молчу о пресловутом "индивидуальном подходе" - как?!
Потом мы расставляли мебель и отмывали группу после ремонта. У меня была длинная шифоновая юбка, очень мялась. Я ее расправила и развесила на стенке новенькой детской кабинки туалета. В перерыве напарница дала мне книги по особой методике. по которой группа работала. Я просмотрела.
Дальше был первый рабочий день. Я пришла во вторую смену, когда дети уже спали.
-Как дела, - спрашиваю, - дети спят уже7
-Если вы сомневаетесь, пойдите и посмотрите сами. И не надо мне задавать глупых вопросов.
Ого. Я еще отметила лицо нянечки, она на меня глядела с жадным любопытством, как на кролика, которого только что сунули в клетку к удаву, и он еще толком не сообразил, куда попал. Я что-то сказала, типа: "Не понимаю, что такого я спросила". но напарница уже гордо удалялась. Эх, видели бы вы ее лиТцо: замечательный длинный острый нос, на котором сидели маленькие острые хищные глазки, с толстой линией черной подводки.
Потом нянечка рассказала мне, что за весь год, пока она там работала, с ней ни разу не поздоровалась ни одна. ни другая воспиталки. считали ниже своего достоинства. зато постоянно тыкали. нянечка плакала, но все равно благодарила боженьку, поскольку была крайне верующей: он ей так дает возможность искупить свои грехи, считала она.
Ну и покатилось... "Покиньте помещение, ваша смена закончилась, вы мешаете мне работать", начались жалобы начальству (не разговор со мной!) на первой же неделе, мол, не так развешаны детские вещи, не так заполнена документация. Со мной она вообще не разговаривала. на мои вопросы либо вообще не отвечала, либо сухо что-то роняла. Я ьбыла в шоке - я просто не знала. как себя вести, что делать.
На психодинамической группе наша психологиня здорово оживилась: ага, вот ты какая, раз на тебя так люди реагируют! Пришла небось с высокомерным видом? А? Тыкала ей новые методики, типа ты учишься, ты знаешь? Напугала человека! Ищи-ищи, что ты сделала не так.
Я решилась на разговор. Я тогда верила, что разговором можно все уладить. Подошла к напарнице и сказала:
-Если вам что-то не нравится, вы, пожалуйста. говорите мне прямо. Я же не собираюсь тут все перестраивать по-своему, я буду делать, как принято у вас. Вы только мне скажите, что не так.
Ее ответ:
-Я вам ничего не скажу. Догадайтесь сами.
Ох, думаю, ее посетил оргазм от моих слов. Она нашла идеальную жертву, сама подставляется, да еще с таким чувством вины!
И тут она снизошла:
-Я видела, как вы развесили свою юбку и с каким лицом вы пролистываете - а не читаете! - методическую литературу. Я сразу поняла. что из вас учителя не получится. Вы здесь работать не будете.
Я ревела; я ходила к заведующей, которая была крайне удивлена и не поверила как заслуженный учитель (а она имела какие-то звания!) может такое делать; я ходила к методисту, которая сказала: "Я знаю. Мы все терпели, и ты потерпишь". и рассказала мне свою страшную историю начала работы. Мол, она столько вытерпела. так что теперь, дорогая, твой черед, все через это прошли.
За 4 месяца я выучила только один способ защиты - это нападение. Если наехать первой, то эта затыкалась на целый день.
Интересная и очень закономерная история произошла с нянечкой. Сначала она меня утешала и поддерживала. мы были как бы вместе. Потом... потом я увидела, как напарница, которая до этого с ней даже не здоровается, пьет с ней чаек и ласково величает Риточкой. В тот же день и Риточка перестала со мной разговаривать! Ха. еще бы, на нее обратила внимание Сама! И стала с ней дружить. Риточка тут же переняла ее манеру и стала делать мне замечания! Они ж теперь были вместе, она себя, видимо чувствовала счастливой под таким тяжелым надежным крылом. По этому случаю Риточка совершенно перестала помогать мне с детьми, как это было раньше... вот терпеть не могла верующих, а теперь еще сильней убедилась, что им необходим Авторитет, пускай он будет и злой, им главное - примкнуть, прислониться, и обманывать себя - им не привыкать.
По новой методике, по которой эта группа работала, детей надо было делить на 4-5 подгрупп и давать задания, чтобы они выполняли их самостоятельно. Руки бы отрвать тем, кто придумал эти методики. Одна группа рисует, другая пишет, у третьей-математика и т.д. Невозможно 5 раз объяснять письмо и математику, это подготовишки, темы очень сложные, нужно сидеть рядом и помогать, объяснять. Тем более, отойдешь на шаг -и начинался кавардак, в гробу они видели и письмо, и математику. В самом начале я спросила у напарницы, можно ли прийти посмотреть, как она это делает - методика же новая! Но она мне сказала: "Вот вы учитесь в университете, вот и учитесь. А я вас учить не обязана". Теперь, если я просила Риточку помочь, она отвечала, что тоже не обязана. А одной мне было справиться нереально... Риточка сказала, что у напарнице они сами сидят и все делают. Начальство сказало то же и выставило мне жирный минус.
У напарницы они сидели тихо. как заколдованные, молча, ходили строем. Она никогда не поднимала голоса, но в группе всегда была ТИШИНА. У меня они бесились, угомонить и призвать их к порядку у меня не получалось. Они не понимали доброго равного отношения. Они считали это за слабость. И я могла расшибиться, но они уже прощупали. что я - не такая, как та.
Однажды пришла методичка, наорала хорошенько на детей, пообещала отрезать ногу кому-то, кто жаловался на боль в коленке, и стала меня учить, как надо работать: "Вот у меня дома есть огромный злой доберман. И когда я прихожу домой и смотрю на него вот так (она изобразила), он скулит и забивается под диван. Поняла теперь, КАК НУЖНО РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ?".
Что же делала наша уважаемая психологиня? Сначала, она заставляла меня искать свои ошибки... потом посоветовала отвечать с юмором... потом стала на меня орать, что мне лишь бы жаловаться и манипулировать терапевтом, и что я сволочь ленивая, не хочу решать проблему. короче, заткнула она меня. И вся группа ей вторила. Ругали меня, помню.
... И ведь до сих пор, стоит мне вспомнить ту ситуацию, подруга, с которой мы вместе сидели на группе, говорит мне, что я была неправа и, видимо, вела себя высокомерно или еще как-то. ну явно, а то с чего бы тетеньке так на меня наезжать.
(Специально для Маши: даже когда все говорят, что ты неправа и виновата, это совершенно не значит, что так оно и есть. Все были запуганными баранами, старающимися понравиться Авторитету, который танком по ним проехал).
О Боже, а ведь у меня в группе оказалась внучка нашей психологини. Я этого не знала. узнала позже. Эта девочка, с которой бабушка так много возилась и столько про нее умиленно рассказывала (подгоняя ее детские высказывания под теории Фрейда и других "великих"), она общалась не иначе как манипуляциями. Улыбалась в лицо и в то же время под столом щипала соседку до синяка. Родители других детей просили отсадить и переложить ее, чтобы рядом с их детьми она не находилась - дети жаловались. И вот в тот день, уже через пару лет после того, как я ушла из того сада, я увидела эту девочку в ее кабинете... и у меня сложились все картинки паззла. вылезли все "бабушкины" манипуляции, все то чувство вины, которое она на меня навешивала, ее обвинения, когда мне было плохо, что виновата только я - всегда, ее крики и ругательства, прилюдные "опускания". И так явно вылилось все в эту девочку - ведь она вела себя так же в группе, жаловалась на других, вперед, чтоб не рассказали про нее саму, лезла на чужие места, захватывала себе все игрушки. Короче, это встало так явно, что больше я не пришла.
Я ушла оттуда, найдя новое место. Но напарница, видимо, сильно много про меня рассказывала заведующей (та почему-то в последний месяц перестала со мной здороваться!), имне дали ТАКУЮ РЕКОМЕНДАЦИЮ, что на работу меня никто не брал! И обещанное место тоже обломилось. Только через несколько месяцев я смогла, с высшим образованием и свободным владением языками, устроиться нянечкой, с условием, что за мной будут пристально наблюдать, поскольку рекомендации у меня отвратительные. Через полгода меня поставили воспитателем. Прошло больше 4 лет, и все в порядке.
Как бы мне хотелось разместить эту историю в местной газете. Но не буду. Только если решу совсем уйти из педагогики. Да, страшно.
Я к чему вообще - бороться практически невозможно!
Кто меня поддержал в той ситуации? Да практически никто.
ни тебе Центра по правам человека, ни тебе профсоюза. И начальство тебя загнобит скорее, чем будет разбираться.
А психологи... какое у меня должно быть после этого о них мнение???
А это все сидит, потому что на меня навалили кучу вины. И я молчу, и только изредка кому-то скажу. Но оно меня грызет. Ненавижу.
|
</> |